Философская энциклопедия - “йогасутра-бхашья”
“йогасутра-бхашья”
“ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ” (санскр. yoga-bhäsya) — основополагающий комментарий к “Йога-сутрам”, составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (согласно В. И. Рудому и Е. Н. Островской, он детально знал “Абхчдхармакошу”}. Вьяса в “Йогасутра-бхашье” разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах йоги. Во введении он предлагает пятеричную схему уровней сознания. В комментарии к сутрам 1.24—25 развивает вариант теистической доктрины (см. Ишвара-вада), обосновывая непревзойденность Ишвары тем, что существо, более могущественное, должно быть им же самим и не может быть кого-либо равного ему; цель Ишвары — приносить совершенно бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действия в мире). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом (1.27), солидаризируясь здесь в каком-то смысле с мимансаками. Автор “Йогасутра-бхашьи” тонко различает онтологическую независимость менталитет-буддхш и духовное начало Пурушу и его телеологическую зависимость от последнего, поскольку перед этим менталитетом стоит задача стать объектом опыта (11.17). В полемике с буддистами он отстаивает необходимость признания наряду со свойствами также их носителя. Позиция буддийского идеализма несостоятельна потому, что один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он “сконструирован” (если все они в этом отношении “равноправны”); Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании, что сами модусы (букв. — пути) существования объекта и познания разнородны (IV. 15). Объективность внешних вещей обосновывается также их активностью: они, подобно магниту, притягивают к себе сознание и “окрашивают” его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные заимствования у буддистов.
Изд.: Patanjala-yogadarsanam Tattvavaisaradîsamvalita-vyasabhasyasametam. Sampädakah Kapi .