Философская энциклопедия - зен-буддизм
Зен-буддизм
ЗЕН-БУДДИЗМ
(от санскр. дхиана – сосредоточение; кит. чань, япон. дзэн) – одна из школ махаянистского буддизма, проповедующая "мгновенное просветление". Согласно буддийской традиции, З.-б. основан Бодхидхармой, инд. монахом, прибывшим в Китай в 520 н.э. В последний период династии Тан (9–10 вв. н.э.) Зен стал господств. формой буддизма в Китае и достиг расцвета в 12 в. В этот период Зен проникает в Японию и с 16–17 вв. оказывает большое влияние на философию, религию, иск-во и языки япон. народа.
В основе "пути Зен" лежит представление о единой реальности, в к-рой "растворяются" и субъект и объект и по сравнению с к-рой понятия субъекта и объекта, времени и движения, добра и зла условны и относительны. Эта единая реальность, в конце концов, оказывается тождественной индивидуальному сознанию. На протяжении всей истории З.-б. соперничал с буддийскими школами, третировал конфуцианство как учение, погрязшее в искусств. понятиях, противостоял материалистич. традиции в кит. философии (Ван Чун, Фань Чжэнь) и науч. познанию мира.
З.-б., так же как даосизм, буддизм, йога, ставит своей целью достижение "просветления", "состояния свободы". Характерной чертой всех этих учений являются интуитивизм и иррационализм. Отказ от понятийного мышления роднит З.-б. с мадхъямикой, осн. пунктом к-рой было учение об относительности, условности понятий, и с йогой, поскольку одной из задач йогич. тренировки является подавление дискурсивного, словесного знания.
Отличие З.-б. от других школ буддизма и йоги заключается, прежде всего, в методе достижения "просветления". Согласно З.-б., состояние "свободы" достигается не путем длительной тренировки и "накопления заслуг", не путем "подавления" всех ощущений, восприятий и мыслей, а "непосредственно", путем "мгновенного просветления" (сатори). При этом З.-б. исходит из учения Бодхидхармы о том, что природа Будды и каждого человека – одна, и что поэтому состояние Будды, т.е. "просветление", надо открыть в себе, а не искать в канонич. книгах. Причем "просветление" представляется как нечто совершенно естественное, как "истинная природа" человека, открытие к-рой может произойти каждый момент.
Вместе с тем с 12 в. в З.-б. развивается новое направление, применяющее особую систему тренировки (школа ринзай) в противоположность прежнему направлению (школе сото). Один из крупнейших представителей Зен в начале 18 в. разработал сложную систему тренировки, состоящую из шести ступеней и длящуюся 30 лет.
З.-б., так же как и даосизм, проповедует "естественную жизнь". "Как рыба плавает в воде, не думая о воде, как птица летает в воздухе, не зная ничего о воздухе", так и зен-буддист живет, "не поднимая волн, когда нет ветра", и не думая ни о чем, кроме и сверх самой жизни. В одной из поэм Зен говорится: "Ничего нет равного тому, чтобы носить одежду и есть пищу. Вне этого нет ни Будд, ни Патриархов". В то же время в качестве подготовки к "просветлению" зен-буддисты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов, при этом не менее, чем йоги, уделяют внимание правильной позе и правильному дыханию. З.-б. отрицает реальность Будды, реальность самой религии, необходимость религ. обрядов. В то же время весьма важное место в нем занимают различные церемонии и ритуалы. Церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что "каждый человек есть Будда". Каждое действие человека (хождение, сидение, лежание, стояние) выполняется в храме как реализация существа Будды.
Учение З.-б. с его интуитивизмом и иррационализмом становится предметом особого внимания совр. бурж. философии, особенно таких ее направлений, как экзистенциализм, семантика и фрейдизм. Начиная с 40-х гг. 20 в. модернизированный З.-б. получает широкое распространение в Европе и особенно в США. В наст, время центр З.-б. находится в Японии.
Лит.: Humphreys Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., An introduction to Zen Buddhism, L., 1957; его же, Essays in Zen Buddhism, [v. 1–3], L., 1958; его же, Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Suzuki D. T. and Frоmm E., Zen Buddhism and psychoanalysis, L, 1960; Вlоfeld J., The Zen teaching of Huang Po on the transmission of mind, L., 1958; Fung Vu-Lan, A history of Chinese philosophy, N. Y., 1958; Fujisawa Chikao, Zen and Shinto, N. Y., 1959; Linssen R., Essais sur le bouddhisme en général et sur le Zen en particulier, P., 1960.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.