Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - жорес

Жорес

ЖОРЕС

ЖОРЕ́С

(Jaurès), Жан (3 сент. 1859 – 31 июля 1914) – деятель франц. и междунар. рабочего движения, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883–85;1889–93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. радикалам (1885–89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждениями, возглавляя группу радикал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объединенной франц. социалистич. партии захватили жоресисты. Ж. – основатель и редактор (1904 – 14) центр. органа партии – газ. "Humanité", ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии.

В философии Ж., к-рую он сам называл пантеизмом, наблюдается эклектич. сочетание идеалистич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убежденный борец против клерикальной реакции, Ж. решительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. "Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., P., 1958, p. 137–39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта реальность чувственного мира, согласно Ж., есть результат его причастности к некоему безличному богу, называемому "абсолютным сознанием"; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, "я всех я, единством всех единств, истиной всех истин" ("De la réalité du monde sensidle", P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что "сознание неотделимо от того, что называется материей", что "мир повсюду полон жизни, чувства и мысли" ("Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., 1958, p. 135).

Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ. жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эстетич. чувство, потребность в единении и т.д.); эти черты оказывают затем постоянное влияние на историч. эволюцию, модифицируя ее (см. "Idealisme et matérialisme dans la conception de l'histoire", Lille, 1901; рус. пер. "Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга", СПБ, 1906, с. 12–13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию прибавочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в целом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. тамже, с. 17–18). Несостоятельность этих взглядов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. тамже, с. 19–38).

Социализм для Ж. вытекал не из объективных закономерностей обществ. развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума ("О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля" – "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel", 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшественника. Истолковывая социализм в бурж.-демократич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолжение дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма.

Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, надеясь на мирное преобразование капиталистич. общества в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капиталистич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249–57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. социалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возлагая все надежды на победу рабочего класса на выборах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат.

Несмотря на серьезные теоретич., политич. и тактич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрейфуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колониальной экспансии, милитаризма и войн Ж. завоевал широкую популярность во франц. народе. "Война, – говорил Ж., – как и прямая эксплуатация труда рабочего, является одним из проявлений капитализма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борьбу против эксплуатации рабочей силы" ("Textes choisis", t. 1, P., 1959, p. 129).

В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают колониальную политику, "потому что она ведет к расточительству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, наконец, потому, что во всех колониальных экспедициях несправедливость капитализма увеличивается, сочетаясь с крайней коррупцией" (там же, р. 97). Решит. антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продолжают и развивают ФКП, мировое коммунистическое движение.

Соч.: Oeuvres, v. 1–9, P., 1931–39; Е́tudes socialistes, 2 éd., P., 1902; Histoire socialiste de la révolution française, t. 1–8, 1922–27; Textes choisis, [t.] 1–Contre la guerre et politique coloniale, P., [1959]; [Рец. на кн.], "La Pensée", 1959, No 88, p. 107–10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, [1907]; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789–1900), т. 1, 9–12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1–3, [М.], 1920–24; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7, с. 369–72; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8, с. 36–37; его же, Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13, с. 59–65; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии, там же, т. 15; его же, Поездка царя в Европу и некоторых депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же, О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, там же, т. 17, с. 127–128; Πлеханов Г. В., Патриотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957; Павлович М. П., Смерть Жореса, П., [1916]; Раппопорт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер. с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес и жоресизм, Л., 1934; Брюа Ж., Жан Жорес и колониальная проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408–27; Гaроди Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, "Правда", 1959, 3 сент., No 246; Mанфред А. З., Жан Жорес – борец против реакции и войны, "Новая и новейшая история", 1959, M. 5, с. 81–91; Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1960, с. 32, 55–56, 113, 253; Ruhe Α., Jean Jaurès, Malmö, 1907; Rolland R., Jaurès, P., 1915; Volkart O., Jean Jaurès, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaurès. Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean Jaurès, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; Gouttenoire de Toury F., Jaurès et la parti de la guerre, P., 1922; Sоulié L., La vie de Jaurès, 2 ed., P., 1923; L évy-Bruhl L., Jean Jaurès, 6 ed.. P., 1924; Ρignatel F., Jaurès par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R., Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaurès als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaurès, [3 éd.], P., 1937; Desanges P., Vie de Jaurès, P., 1938; Garaudy R., Jean Jaurès, "Cahiers du communisme", 1946, No 7, p. 599–608; Сhallaye F., Jaurès, nouv. éd., P., [1948]; Ζévaès Α., Jean Jaurès, P., [1951]; Toussaint F., Jaurès intime, [P., 1952]; Auсlair M., La vie de Jean Jaurès..., P., [1954]; Figueres L., Sur la position de Jaurès et du jauressisme..., там же, 1956, No 1–2, 4, p. 76–93, 413– 435; Соgniоt G., Jaurès défenseur de la paix, там же, 1959, No 10, p. 927–45; Duсlоs J., Jean Jaurès et nous, там же, 1959, No 9, p. 719–33; Fourniau Сh., Jean Jaurès, critique de Bernstein, там же, 1959, No 9, p. 734–49; Poulain G., Jaurès universitaire, "Les lettres Françaises", 1959, 3–9 sept., No 788, p. 1, 5; Tétard G., Essai sur Jean Jaurès, [Colombes], 1959 (им. библиография).

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое жорес
Значение слова жорес
Что означает жорес
Толкование слова жорес
Определение термина жорес
zhores это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):