Католическая энциклопедия - карамзин николай михайлович
Карамзин николай михайлович
рус. писатель, историк и публицист; род. 1.12.1766, с. Михайловка (ныне Бузулукского района Оренбургской обл.), ум. 22.05.1826, С.-Петербург.
Вырос в деревне отца, симбирского помещика. Начальное образование получил дома. В 1773-76 учился в Симбирске в пансионе Фовеля, затем в 1780-83 в пансионе проф. Московского ун-та Шадена в Москве. Во время учебы посещал также лекции в Московском ун-те. В 1781 поступил на службу в Преображенский полк. В 1785 после отставки сблизился с масонским кружком Н.И. Новикова. В этот период на формирование мировоззрения и лит. взглядов К. оказала большое влияние философия эпохи Просвещения, а также творчество англ. и нем. писателей-сентименталистов. Первый лит. опыт К. связан с журналом Новикова Детское чтение для сердца и разума, где в 1787-90 он напечатал свои многочисл. переводы, а также повесть Евгений и Юлия (1789).
В 1789 К. порвал с масонами. В 1789-90 путешествовал по Зап. Европе, побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, встречался с И. Кантом и И.Г. Гердером. Впечатления от поездки стали основой его соч. Письма русского путешественника (1791-92), в котором, в частности, К. выразил свое отношение к Французской революции, которую считал одним из ключевых событий XVIII в. Период якобинской диктатуры (1793-94) разочаровал его, и в переиздании Писем... (1801) рассказ о событиях Франц. революции К. сопроводил комментарием о гибельности для государства любых насильственных потрясений.
После возвращения в Россию К. издавал Московский журнал, в котором публиковал и собственные худож. произведения (осн. часть Писем русского путешественника, повести Лиодор, Бедная Лиза, Наталья, боярская дочь, стихотворения Поэзия, К милости и др.), а также критич. статьи и лит. и театральные рецензии, пропагандируя эстетические принципы рус. сентиментализма.
После вынужденного молчания в царствование имп. Павла I К. вновь выступил как публицист, обосновывая в новом журнале Вестник Европы программу умеренного консерватизма. Здесь была опубликована его ист. повесть Марфа Посадница, или Покорение Новгорода (1803), утверждавшая неизбежность победы самодержавия над вольным городом.
Лит. деятельность К. сыграла большую роль в совершенствовании худож. средств изображения внутр. мира человека, в развитии рус. лит. языка. В частности, ранняя проза К. оказала влияние на творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, молодого А.С. Пушкина.
С сер. 1790 определился интерес К. к проблемам методологии истории. Один из осн. тезисов К.: «Историк не летописец», он обязан стремиться к пониманию внутр. логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения ист. фактов.
В 1803 К. был назначен на должность придворного историографа, после чего начал работу над своим гл. произведением Историей государства Российского (т. 1-8, 1816-17; т. 9, 1821; т. 10-11, 1824; т. 12, 1829), которое стало не только значительным ист. трудом, но и крупным явлением рус. худож. прозы и важнейшим источником для рус. ист. драматургии начиная с пушкинского Бориса Годунова.
При работе над Историей государства Российского К. использовал не только практически все доступные в его время списки рус. летописей (более 200) и изд. памятников древнерус. права и лит-ры, но и многочисл. рукописные и печатные западноевроп. источники. Рассказ о каждом периоде истории рус. гос-ва сопровождается множеством ссылок и цитат из соч. европ. авторов, причем не только писавших собственно о России (как Герберштейн или Козьма Пражский), но и др. историков, географов, хронистов (от античных до современников К.). Кроме того, История... содержит множество важных для рус. читателя сведений по истории Церкви (от Отцов Церкви до Церковных анналов Барония), а также цитаты из папских булл и др. документов Св. Престола. Одной из осн. концепций работы К. была критика ист. источников в соответствии с методами историков Просвещения. История... К. содействовала повышению интереса к отечественной истории в различных слоях рус. общества. Ист. концепция К. стала офиц. концепцией, поддерживаемой гос. властью.
Взгляды К., выраженные в Истории государства Российского, основаны на рационалистическом представлении о ходе обществ. развития: история человечества это история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения с невежеством. Гл. движущей силой ист. процесса К. считал власть, гос-во, отождествляя историю страны с историей гос-ва, а историю гос-ва с историей самодержавия.
Решающую роль в истории, по К., играют личности («История есть священная книга царей и народов»). Психологический анализ действий ист. персоналий является для К. осн. методом объяснения ист. событий. Назначение истории, согласно К., заключается в регулировании обществ. и культ. деятельности людей. Гл. институт по поддержанию порядка в России это самодержавие, укрепление монархической власти в гос-ве позволяет сохранять культ. и ист. ценности. Церковь должна взаимодействовать с властью, но не подчиняться ей, т.к. это ведет к ослаблению авторитета Церкви и веры в гос-ве, а девальвация рел. ценностей к разрушению ин-та монархии. Сферы деятельности гос-ва и Церкви, в понимании К., не могут пересекаться, но для сохранения единства гос-ва их усилия должны быть объединены.
К. был сторонником рел. толерантности, однако, по его мнению, каждая страна должна придерживаться выбранной религии, поэтому в России важно сохранять и поддерживать Правосл. Церковь. Католическую Церковь К. рассматривал как постоянного противника России, стремившегося «насадить» новую веру. По его мнению, контакты с Католической Церковью только наносили ущерб культ. самобытности России. Наибольшей критике К. подверг иезуитов, в частности за их вмешательство во внутр. политику России в период Смутного времени нач. XVII в.
В 1810-11 К. составил Записку о древней и новой России, где с консервативных позиций критиковал внутр. и внеш. рос. политику, в частности проекты гос. преобразований М.М. Сперанского. В Записке... К. отошел от своих первоначальных взглядов на ист. развитие человечества, утверждая, что существует особый путь развития, характерный для каждой нации.
Соч.: Сочинения. СПб., 1848. 3 т.; Сочинения. Л., 1984. 2 т.; Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966; История государства Российского. СПб., 1842-44. 4 кн.; Письма русского путешественника. Л., 1984; История государства Российского. М., 1989-98. 6 т. (изд. не завершено); Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
Лит-ра: Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. 2 ч.; Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983; Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985; Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины». М., 1986; Козлов В.П. «История Государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989; Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1997.
К. Яблоков
Католическая энциклопедия
EdwART
2011