Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - археология южной азии

Археология южной азии

Южная Азия была родиной различных цивилизаций. Для культуры субконтинента характерно сочетание внешних влияний и местных традиций. Носители разных культур и образов жизни взаимодействовали и частично поглощали друг друга, что привело к сложению здесь сложной культуры. Субконтинент с севера и северо-запада ограничен горами, на северо-востоке раскинулись тропические леса, его омывают воды Аравийского моря, Индийского океана и Бенгальского залива.

Древнейшее прошлое. Самые ранние сведения о населении Южной Азии относятся к каменному веку и датируются приблизительно 2 млн. лет. Насколько можно судить по грубым орудиям нижнего палеолита, небольшим орудиям в виде пластин среднего палеолита и геометрическим микролитам верхнего палеолита, устоявшимся образом жизни здесь была охота и собирательство.

Сложению специализированных хозяйственных систем, продолжавшим существовать и в голоцене, способствовали разнообразие почв и климатические условия. Все ранненеолитические поселения Южной Азии находятся в северо-западной части региона. Наиболее ярким образцом является Мергар на севере равнины Качи в Белуджистане, где найдены отпечатки зерен в кирпичах и обожженные зерна ячменя и пшеницы из древнейших неолитических слоев (6500 до н.

э.). Раскопки в Мергаре показали, что здесь разводили скот, горбатого быка, буйвола, свиней, овец и коз. Охота и собирательство оставались важной сферой, как это происходит и сейчас у некоторых народов Южной Азии, но после первых шагов освоения земледелия и скотоводства небольшие общины носителей производящего хозяйства стали распространяться по субконтиненту.

На одной территории сосуществовали группы с различными орудиями и, возможно, разными формами хозяйственной адаптации выращиванием растений без постоянной оседлости, оседлым земледелием, собирательством и разведением скота. Земледельцы жили в постоянных домах из сырцового кирпича и обрабатывали близлежащие земли.

На основе неолитических культур в долине Инда сформировались доиндские или раннеиндские культуры, отличавшиеся особыми стилями росписи глиняных сосудов, глиняными фигурками и печатями. На таких поселениях есть признаки окружающих их стен, их дома стоят по сторонам улиц, здесь выплавляют металл. В этот период, ок. 5000-2600 до н.э.

, усиливаются региональные особенности и традиции. В типичных поселениях этого времени, Кот Дижи и Амри, жило до нескольких тысяч человек.

Хараппская цивилизация. В конце концов эти региональные традиции стали соединяться, о чем можно судить по росту населения, увеличению сельскохозяйственных продуктов и распространенности многих элементов художественного творчества и изобразительных мотивов.

Механизмами этого единства могли стать отношения экономической зависимости и родственные связи. Около 2600 до н.э. возникает городская цивилизация, которая сейчас известна как цивилизация долины Инда, или хараппская. В момент расцвета на ее территории находилось ок. 1000 поселений, разбросанных в Северо-Западной Индии и Пакистане на территории не менее 680 000 кв.

км. Хараппские поселения представлены деревнями и маленькими городками, но также и большими городами с населением до 35 000 человек. Два самых известных и хорошо изученных города Мохенджо-даро на Инде и Хараппа на р. Рави, притоке Инда. Это были хорошо спланированные города с улицами, ориентированными по сторонам света. Центральные части располагались на искусственных холмах или платформах для защиты от наводнений.

Дома строили из сырцового или обожженного кирпича стандартного размера, входы в них вели из узких улиц и переулков. Обычно они представляли собой комплекс комнат вокруг двора с бассейном. Существовала система стоков, объединявшихся в общегородскую. Сооружались общественные здания и крупные постройки, возможно зернохранилища, городские стены, ворота, а также открытые дворы и ремесленные кварталы; не обнаружено характерных для позднейшего периода дворцов или предназначенных для многолюдных церемоний храмов. Основой хозяйства служило земледелие и скотоводство, отчасти охота, рыболовство и сбор растений. В отдельных областях, в зависимости от природной ситуации и климата, возделывали растения, подходящие для озимых посевов "раби" пшеницу, ячмень, бобовые или "хариф" просо, пригодное для летнего разведения.

Многие из технологий, применявшихся в хараппской цивилизации, возникли значительно раньше. Повсюду в селениях и больших городах находят терракотовые фигурки, украшения из камня и раковин, браслеты и бусы, керамические сосуды, печати, изделия из меди, бронзы и драгоценных металлов и фаянса. Города, городки, селения земледельцев и районы добычи полезных ископаемых были связаны путями, по которым передвигались вьючные животные или повозки, запряженные быками; пользовались и водным сообщением.

Имеются данные о существовании торговых отношений с Центральной Азией, районом Персидского залива и Месопотамией. Письменность носителей хараппской культуры до сих пор остается нерасшифрованной. Надписи наносили на различные предметы, в том числе сделанные из глины и фаянса, но чаще всего на печати из статита (мыльного камня).

На печатях надпись располагалась, как правило, над фигурой животного. Выявлено почти 400 пиктографических знаков. Писали в основном справа налево, некоторые из самых длинных надписей продолжались на следующей строке. Выявление и понимание хараппских религиозных символов затруднено характером имеющихся источников. Существование в некоторых домах алтарей огня, большое количество колодцев и сооружений вроде "большого бассейна" в Мохенджо-даро с обмазанными битумом стенками указывает на ритуалы, связанные с огнем и водой.

Другие свидетельства обрядов терракотовые фигурки животных и людей. Представляют интерес и изображения на печатях трехликих персонажей в рогатых головных уборах в позах, напоминающих йогические. Не исключено, что они изображают предшественника индуистского Шивы. Хараппское общество управлялось элитой, на что указывают предметы символического характера, архитектурные сооружения и планировка поселений, признаки ремесленного производства и система торговли.

Явно прослеживается разделение труда; существовали ремесленники, торговцы, земледельцы и пастухи. В то же время отсутствие царских захоронений предполагает, что общепринятая модель с "жрецом-вождем" во главе может не подходить к харапппской цивилизации. Все указывает на то, что носители этой цивилизации создали административную систему, в которой индивидуальное богатство или власть не играли большой роли. Период единства завершился ок. 2000 до н.э. В это время растет число небольших поселений, в то время как крупные города приходят в запустение. Обитатели крупных городских центров теряют контроль над торговыми связями, которые объединяли этот обширный регион в единую цивилизацию.

Многие признаки хараппской культуры прослеживаются в более позднее время, что указывает на то, что она не осталась без наследников. Эти культуры с региональными особенностями рассматривают как позднеили постхараппские. Причины распада прежде существовавшего единства неясны. Обычно их связывают с разрушением системы землепользования (на это указывают изменения характера отложений), наводнениями, тектоническими явлениями или изменениями режима осадков.

Индарийская и персидская цивилизации. Во II тыс. до н.э. в долине Ганга возделывался рис. В это же время говорившие на индоарийском языке сообщества проникли на субконтинент с северо-запада. Около 800 до н.э. с распространением возделывания риса распространяется и технология получения железа.

На севере Индии возникают первые письменно зафиксированные государства. В 516 до н.э. долина Инда стала частью персидской империи. В 327 до н.э. Александр Великий, победив персов, завоевал и эту область. Затем к власти пришла династия Маурьев, впервые объединившая значительную часть севера Южной Азии. О культурных отношениях, осуществлявшихся через торговые и дипломатические связи между греками и Южной Азией, свидетельствуют письменные источники.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое археология южной азии
Значение слова археология южной азии
Что означает археология южной азии
Толкование слова археология южной азии
Определение термина археология южной азии
arheologiya yuzhnoy azii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины