(по-турецки и арабски Димишк-эш-Шам) — главный
город турецкого вилайета Сирии,
резиденция генерал-губернатора (вали) на высоте 700 м у подножия Антиливана, при реке
Барада. Равнина, на которой лежит Д. (Гхутах, 400 кв. км), отличается роскошной растительностью. Магомет, по преданию, назвал ее четвертым земным раем, а Юлиан называл Д. глазом Востока. Д. имеет около 7 км в окружности, обнесен стеною с 6 воротами, состоит из лабиринта узких, грязных и пыльных улиц со множеством бесхозных собак. Самая широкая, длинная и красивая улица — Тарик-эль-мостаким, на которой указывают дом, где жил апостол Павел;
она ведет к воротам Павла, древней постройке из громадных камней, на которой и теперь еще стоят
дома,
как во времена апостола, которого впустили в город из такого дома. Дома снаружи имеют невзрачный вид, внутри же нередко заключают убранные со вкусом комнаты, дворы,
сады с бассейнами,
фонтаны. Водопроводы города превосходны. Вне городских
стен —
цитадель, которую относят ко временам крестовых походов. Из предместий — Салахиех в 2 км от города служит летним местопребыванием богатых и европейцев. Из 160000 жит. около трех четвертей —
магометане: сирийцы, турки,
арабы и
друзы. Главная
мечеть,
Джами Омайядов, была построена первоначально имп. Гераклием как храм в
честь Иоанна Крестителя. Здесь хранится
экземпляр Корана халифа Османа. Из христиан больше всего православных (две церкви, пять школ; Д. — местопребывание антиохийского патриарха). Почти столько же греков-униатов,
или мелхитов, которые имеют здесь патриapxa, 1
церковь и 2 школы; есть еще униаты-якобиты,
несториане (халдеи), армяне,
марониты и
копты. У христиан римско-католического исповедания три монастыря. Американцы-пресвитерианцы поддерживают миссию со школой для слепых и еше двумя школами.
Евреи (ок. 8000) имеют 10 синагог и живут, как и христиане, в особом квартале. Знаменитые прежде магометанские заведения для подготовления ученых пришли в совершенный упадок, а публичные библиотеки при
медресе находятся в полном беспорядке. Приготовление знаменитых дамасских клинков прекратилось с
тех пор, как
Тимур увез в
Самарканд оружейных мастеров. Со времени
открытия Суэцкого канала
торговля и
благосостояние города сильно понизились: прежнее
торговое значение Д. обусловливалось значительной транзитной торговлей с Месопотамией и Персией, которая теперь избрала более дешевый и безопасный морской
путь. Соответственно этому и базары Д., хотя и сохранили прежний внешний вид, а частью даже благодаря Мидхату-паше украсились, отличаются теперь бедностью. Обрабатывающая
промышленность сохранила еще значение; замечательны шелковые ткани, затканные золотом и серебром, шерстяные, хлопчатобумажные и полушелковые ткани, разнообразные кожаные изделия, ювелирные, золотые, серебряные и медные работы и инкрустированная перламутром
мебель; последняя составляет характерное изделие Д. Значительны также мыловарение и клееварение. Предметы вывоза: продукты местной промышленности,
хлопок,
конопля, москотильные товары, зерновой
хлеб,
мука, кожи, изюм, сушеные абрикосы и их косточки, маринованные фрукты. Раз в
месяц приходит торговый караван из
Алеппо, раз в
год собирается караван в Мекку. Д. соединен
шоссе с Бейрутом; он считается самым священным городом мусульман после Мекки и Медины и называется воротами Мекки,
так как это единственный город на богомольческом пути. Прекрасный
климат и обилие воды способствуют садоводству на равнине Гхутах. Знамениты с
древности Д. слива, которая теперь распространена по всей юж. Европе; Д. роза, со стволом
до 3
м, служащая для добывания розового масла, и Д. виноград.
История Д. — один из древнейших городов в мире. Основание его приписывают Узу, правнуку Ноя; во времена Авраама он уже был значительным городом, а при Давиде — резиденцией небольшого самостоятельного государства. Д. занимал видное место среди областей зап. Азии и вел постоянные войны с царствами Иудейским и Израильским, которым часто должен был платить дань. Потерял свою самостоятельность в VIII в., но и под владычеством ассирийцев, вавилонян, персов играл важную роль своей торговлей. После битвы при Иссе Д., вместе с Сирией, вошел в состав монархии Александра Македонского; позже им владели Селевкиды. Во время войн Митридата с Помпеем им овладели римляне (64 до Р. X.), позволившие ему управляться собственными царями. В 633 г. по Р. Х. Д., после 2-мес. осады, взят халифом Омаром. Моавия сделал его резиденцией халифов, которою он и оставался до 750 г. Затем Д. переходил в руки разных династий; в IX в. им владели Тулуниды, в Х — Фатимиды, в XI — Сельджуки. Во время крестовых походов Д. немало пострадал. Его осаждал в 1148 г. Людовик VII. В 1154 г. Д. взят Нуредином; по смерти его перешел (1174) к Саладину, который здесь и умер, после чего Д. разделял участь Алеппа и Египта. В 1401 г. он был разрушен и сожжен Тимуром, но вследствие своего важного значения для торговли Востока снова отстроен. Затем им владели мамелюки до 1516 г., когда он был присоединен султаном Селимом I к Турецкой империи. В 1833 г. Мехмед-Али, овладев Сирией, подчинил себе временно и Д.; но европ. союзники султана возвратили его вместе с Сирией Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 г. Д. был свидтелем ужасной резни христиан друзами. Ср. Bremer, "Mittelsyrien und D." (1853); Porter, "Five years in D." (2 изд. 1870); Makintosh, "D. and its people" (1882).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907