Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эленшлэгер адам поэт

Эленшлэгер адам поэт

(Oehleuschläger) — датский поэт, глава северной романтической школы. Родился в Копенгагене 14 ноября 1779 г.; унаследовал от отца живость нрава, бодрость духа, жизнерадостность и горячность, от матери — душевную чуткость, мечтательность и богатую поэтическую фантазию; вырос в счастливой семейной обстановке, предоставлявшей большую свободу его душевному и умственному развитию. Первоначальным образованием Э. обязан был, главным образом, своей страстной любви к чтению; курс учебных заведений, куда его помещали, он проходил не особенно прилежно и закончил его 16 лет с небольшим запасом научных познаний. Родители имели в виду пустить сына по коммерческой части, но Э., уже тогда писавший стихи, предпочел готовиться в университет. Занятия его шли туго, так как он увлекался театром, игравшим в ту пору чрезвычайно большую роль в жизни датского общества, и писанием драматических произведений. На время Э. даже сделался актером, но довольно скоро убедился в недостатке настоящего призвания к этому роду искусства и вновь засел за книги, поддерживаемый в увлечении наукой двумя товарищами — братьями Эрстед, впоследствии знаменитыми учеными и общественными деятелями. В 1800 г. Э. поступил в университет, на юридический факультет, но юриспруденция не могла надолго заинтересовать его. Он получил доступ в кружок людей, составлявших цвет тогдашней датской интеллигенции. Счастливая любовь тоже немало содействовала победе поэтических наклонностей Э. над сухими научными занятиями. Увлечение объявленной университетом конкурсной темой: "Полезно ли было бы для изящной словесности севера влияние северной мифологии взамен греческой" помогло Э., давно интересовавшемуся древней народной поэзией севера, разобраться в своих творческих стремлениях. Сочинение Э. на упомянутую тему не было увенчано премией, но обратило на себя внимание новыми для того времени взглядами на искусство вообще и на поэзию, в частности. Автор совершенно отвергал предъявляемые к поэзии требования служить социальным и нравственным целям, видя в ней исключительно искусство облекать в конкретную форму идеи и образы, зарождающиеся в творческой фантазии поэта. Он высказывался против преобладания в поэзии отвлеченного мышления, так как поэт-художник должен по преимуществу "мыслить образами", а также против рабской подчиненности истории, настаивая на праве поэта смягчать черезчур резкие очертания и грубые краски действительности, и видел в северной мифологии и древних сагах целый новый мир, ждущий разработки таящихся в нем сокровищ. Сочинение Э. и по языку и слогу — легкому, яркообразному и поэтичному — представляло полный контраст тогдашней сухой тяжелой манере. Даровитый и популярный поэт Баггесен, покидая родину осенью того же года, "торжественно передал Э. свою датскую лиру". Знакомство с творениями Гете, увлечение Шиллером, Шекспиром и Жан-Полем окончательно оторвало юношу от юриспруденции, а вспыхнувшая в 1801 г. война с Англией — и от университета вообще. Э. поступил в отряд волонтеров-студентов; тогда же он написал несколько патриотических и военных песен и драматический этюд: "2-го апреля 1801 г." (день битвы на Копенгагенском рейде). Пробужденный войной патриотизм датчан сказался всеобщим увлечением древней историей севера, сагами и мифологией — увлечением, отразившимся и на Э. Знакомство со Стеффенсом, даровитым последователем "натурфилософии" и насадителем в Дании новой европейской духовной культуры, дало последний толчек назревшим в душе молодого поэта творческим силам. После одной беседы со Стеффенсом Э. написал свое знаменитое стихотворение "Guldhornene" ("Золотые рога"), быстро облетевшее всю страну и положившее прочное основание его славе. Счастливо выбранный сюжет был обработан Э. совершенно в духе новой романтической школы: на первый план было выдвинуто значение душевной непосредственности и близости человека к природе. В копенгагенском национальном музее хранились два древних золотых рога, найденных: один — в XVII столетии, бедной крестьянской девушкой, другой — в XVIII стол., крестьянином. Как раз в это время они исчезли. Событие это составляло злобу дня, но поэтический гений Э. сумел придать исчезновению рогов глубокий символический смысл, равно как и самой их находке. Древние золотые рога, с покрывавшими их загадочными рунами, поэт представил дарами богов, ниспосланными роду человеческому в виде напоминания о полузабытой им связи его с давно минувшими временами и с самими богами. Пытливый ум давно побуждал людей расследовать эту связь: следов её ищут и в древних книгах, и в разрытых курганах, в рунах на мечах, на щитах и на могильных камнях, среди истлевших костей. Но холодному уму не по силам разъяснить эту связь: "мраком покрываются древние письмена, взор встречает преграду, мысли путаются, люди бродят, как в тумане". Прозреть сокровенное дано лишь тому, у кого природная невинность мысли сохранилась в девственной чистоте: и вот, первый золотой рог находит, по повелению богов, прекраснейшее из прекраснейших существ — невинная дева. Но тайна, о которой повествует этот дар богов, все-таки остается недоступной пониманию погрязшей в низменных страстях толпы. Она глазеет на золото, а не смотрит на письмена; люди "стекаются целыми толпами, роют, ищут, сгорая жаждой умножить свои сокровища, — но золота нет; перед ними лишь прах, из которого они взяты". Милость богов, однако, не исчерпана; они еще раз посылают людям весть: второй золотой рог находит "сын природы, безвестный, но, подобно своим предкам, сильный и честный, возделывающий землю". И тут, однако, люди не уразумели глубокого значения дара: золотые рога выставлены "на показ тупым, любопытным взорам". И боги гневаются — "небо чернеет, разражается буря; что боги дали, то и взяли обратно. На веки исчезла святыня". — В конце того же года (1802) вышел в свет первый небольшой сборник стихотворений Э., до сих пор остающийся классическим образцом северной поэзии XIX века. В его состав вошло 34 оригинальных (преимущественно баллады) и 5 переводных стихотворений и "Комедия Ивановой ночи" — ряд пестрых сцен из народной жизни. Наиболее выдающиеся из вошедших в сборник стихотворений, кроме "Золотых рогов"— "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в священной роще", "Поэт в Лейрской роще", "Пробуждение весны" и "Смерть ярла Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в этом сборнике: юношеская свежесть и сила настроения, истинно поэтическое вдохновение, гибкий, образный, чарующе-музыкальный язык и, в противоположность болезненной меланхолии германского романтизма, жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение образцами древней национальной поэзии не допустили его заблудиться, подобно современным ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной ночи" — сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804 г. он начал эпопею "Боги севера", написал первую песнь её: "Путешествие Тора в Иотунгейм", а затем "Сагу о Ваулундуре", по глубине мысли и оригинальному сочетанию простоты и страстности языка одно из лучших юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых произведений Э., из которых, кроме упомянутой саги о Ваулундуре, особенно замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни Христа", "Уффе-Тихий" и драматическая поэма "Аладин", где дарование поэта развернулось в полном блеске и главный герой символически отразил личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета был смелым протестом музы поэта против пренебрежительного отношения "века просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл глубокую идею, воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и Нурредина; это — олицетворения добра и зла, божественной непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э. сумел сделать из них вполне живые лица, и в то же время символизм чувствуется повсюду. Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на близость к божеству натуры непосредственной, в противоположность мудрствующей лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности души не ищет его вовсе, и отворачивающееся от жадно ищущего его "раба мира сего". Чтобы удержать при себе счастье, избранник должен, однако, усвоить доставшиеся ему задаром преимущества путем личной борьбы и самоусовершенствования. Огромный успех новых произведений Э. доставил ему государственную стипендию на поездку, с образовательной целью, за границу, откуда он в течение 5 лет прислал на родину целый ряд классических произведений: лучшую из своих трагедий "Ярл Гакон" (1806 г.), трагедии "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель и Вальборг" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из названных произведений, помимо общих художественных достоинств, отличается чисто северным духом, и датская критика признала за ним огромное национальное значение. Поставленный на сцене копенгагенского королевского театра, "Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно "Аксель и Вальборг"). По возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и вскоре назначен профессором эстетики в копенгагенском университете. Тут кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того написал немало превосходных произведений, но среди его трудов стали попадаться и слабые, вызывавшие резкие отзывы критики. К лучшим произведениям второго периода творчества Э. принадлежат: эпопея "Гельге", трагедия "Гагбарт и Сигне", "Сага о Роаре", идиллия "Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик и Абель", "Варяги в Царьграде", поэма "Рольф Краге" и трагедии "Карл Великий" и "Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию, и 23 июня в Лундском соборе произошло венчание датского поэта лаврами, рукой знаменитого шведского поэта Тегнера. — Из позднейщих произведений Э. наиболее удачны; трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ, "Олаф Святой", "Канут Великий", "Сага об Эрварёде", драма "Дина", драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии "Амлет" и "Кьяртон и Гудрун" и, наконец, поэма "Рагнар Лодброк" (1848 г.) — лебединая песнь поэта, которую он, как бы по предчувствию, закончил словами: "Старый скальд о северных героях спел в последний раз". Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего величайшего национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество изданий, начиная с роскошного в 40 т., стоящего 100 кр., и кончая прекрасным критико-биографическим изданием Либенберга (32 т., 1857— 1862 гг.), не говоря уже о массе изданий отдельных сочинений. Большая их часть переведена на немецкий язык — некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"), изданные отдельно в 1840—1842 гг., и перев. Анной Ганзен с датского трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, июль и август). Наиболее авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском языке: Arentzen, "Adam Oehlenschlaeger, literaturhistorisk Livsbillede" (Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829—1830 гг. и 1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген,1870—78); Elberling, "Ö. og de österlandske Eventyr" (там же, 1888); Andersen, "Adam Ö. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там же 1899; "Eftermaele", 1900).

П. Ганзен.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эленшлэгер адам поэт
Значение слова эленшлэгер адам поэт
Что означает эленшлэгер адам поэт
Толкование слова эленшлэгер адам поэт
Определение термина эленшлэгер адам поэт
elenshleger adam poet это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины