Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феодорит епископ кирский

Феодорит епископ кирский

блаженныйепископ кирский (386 (393?) — 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя — неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф. до епископства мало известна. В 423 г. Ф. сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Ф. приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Ф. был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Ф. являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Ф. имел две страсти — к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности. Еще в Антиохии Ф. роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира — построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. "У меня ничего нет", пишет Ф. другу, "ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество". Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Ф. привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Ф. пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа. Несторий учил, что Богородицу следует называть "антропотокос", а не "теотокос", т. е. что она родила человека. Это учение и вызвало нападки св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Ф., защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла. Ф. защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве. На ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, антиохийцы, предводительствуемые Ф., одержали верх над св. Кириллом, который был осужден вместе с Несторием. Спор Ф. с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Ф. Однако, Ф. не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. Место Нестория занял Евтихий, защитник монофизитской ереси. В противность Несторию, Евтихий настаивал на божественной природе Христа; Богородица нисколько не передала Христу человеческой природы; Христос тожествен по природе Богу Отцу; и по телу, и по душе Он принадлежал Божественной субстанции. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домна, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Ф. Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Ф. были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако, Евтихий желал не административного, а соборного осуждения Ф.; он достиг этого на "разбойничьем" соборе в Ефесе в 441 г., на котором Ф. был низложен. Жестоко поруганный и опозоренный, Ф. удалился в Апамейский монастырь и обратился к папе Льву, ища правды. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маршан восстановил Ф. в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Ф. как епископа и признал его христологическую формулу правильной, т. е. признал ее истинным выражением апостольского вероучения. Ф. умер в момент общего признания его заслуг, но и после смерти его имя его и учение часто подвергалось гонениям со стороны монофизитов, при императорах Анастасии I и Юстиниане.

Ф. был самым разносторонним и глубоким писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма. Сочинения Ф. по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 — 84. Критика текста Ф. оставляет желать весьма многого; на рус. языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московск. издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Ф., при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Ф. касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Ф. носит название "Эранист" и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Ф.: "Против магов персидских", "Против иудеев" и "Врачевание эллинских недугов". Два первых сочинения утрачены; при составлении "Врачевания" Ф. пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия. Ф. учит,что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Ф. видит лишь тень истины. Самый важный труд Ф., без сомнения — его "История церкви", написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Ф. служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Ф., служащий дополнением к истории церкви — "Еретические басни"; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Ф. служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Ф. написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости. О Ф. см. Н. Глубоковский, "Блаженный Ф., епископ кирский, его жизнь и литературная деятельность" (М., 1890, 2 т.). Здесь приведена и литература предмета. Для характеристики эпохи, в которой действовал Ф., ср. Am édée Thierry, "Récits de l'histoire romaine au V siècle. Nestorius et Eutychès. Les grandes hérésies du V siè cle" (Пар:, 1878).

Э. P

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодорит епископ кирский
Значение слова феодорит епископ кирский
Что означает феодорит епископ кирский
Толкование слова феодорит епископ кирский
Определение термина феодорит епископ кирский
feodorit episkop kirskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины