Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - колонна в архитектуре

Колонна в архитектуре

(греч. κιων, στύλος, лат. columna, франц. colonne, нем. S ä ule) — один из важнейших конструктивных элементов в архитектуре, употребляемый преимущественно в значении посредствующего звена между основанием сооружения и его верхними частями. Это — деревянный, каменный или металлический столб, вообще цилиндрической формы, поставленный вертикально и, по большей части, поддерживающий либо горизонтальный антаблемент, либо пяту арки. К. состоит из трех частей: базы, фуста (стержня) и капители, или же, по крайней мере — из двух последних. Происхождение К. относится к тем, недоступным для истории временам, когда люди, еще не вышедшие из состояния дикости, только что начали строить себе жилища. Ствол срубленного дерева, помещенный для поддержки кровли, сделанной из древесных ветвей, дерна или соломы, был первым фустом К.; каменная плита или деревянная доска, подложенные под нижний конец этого ствола для того, чтобы он не углублялся в землю, были первыми базами К.; такая плита, доска или же кусок древесной коры, положенные на верхний конец столба, — первыми капителями. Из столь простых элементов, с развитием человеческой культуры, постепенно выработались многочисленные формы К., различные у разных народов. Они приобрели уже значительное изящество у египтян за 2400—1600 лет до Р. Х. и получили определенную своеобразность у древних персов. Но нигде не достигли они такого совершенства, как у древних греков. В зодчестве последних, К., приняв троякий тип, сделалась главным элементом, подчинявшим себе характер или так называемый стиль всего здания (дорический, ионический и коринфский). От греков типы К. перешли к римлянам, которые, не изменив в них ничего существенного, придали им лишь некоторую напыщенность и прибавили к ним еще два типа — тосканский и композит. Описание всех этих типов читатель найдет в статьях, посвященных в настоящем Словаре древнегреческому и римскому искусствам; точно также он может познакомиться с К. египетской, персидской, романской и готической архитектур при помощи других, соответственных статей, а о К. эпохи Возрождения, употребляемых поныне, получить сведения из ст. Архитектура. Считаем, однако, не излишним заметить, что в классической древности К. никогда не играла роли подпоры фиктивно, но всегда служила подпорой действительной: ни греки, ни римляне, до наступления упадка искусства, не употребляли К. — как это стало делаться в новейшие времена — единственно для декоративных целей, не поручая ей поддерживать ту или другую тяжесть, но смотрели на нее как на существенную, необходимую часть сооружения, которое неминуемо рухнуло бы, если бы подпора была удалена из него. Достойно также внимания, что греческая архитектура не злоупотребляла соединением К. в сближенные пары или в слитные группы, отлично понимая, что красоту К. придает преимущественно некоторое удаление ее от других К. или от стен, позволяющее видеть ее формы во всей их грациозности и со многих точек зрения. Независимо от пользования К. в архитектуре храмов и др. зданий, римляне применяли форму отдельно стоящей К. к монументам в честь людей, ознаменовавших себя воинскими подвигами, а также к некоторым незначительным сооружениям, каковы, например, термины на границах земель, указатели дорог, позорные столбы, к которым привязывались и преступники, и провинившиеся рабы и т. п. Из этих применений следует указать на два, как на самые важные: 1) ростральная К. (columna rostrata) — водруженная на более или менее высоком, скульптурно орнаментированном пьедестале и увенчанная ионической или другой какой-либо капителью К., из фуста которой, на различной высоте, выступают носы кораблей (rostra). Такие К. воздвигались в честь лиц, одержавших важные морские победы, какова была, например К. Кл. Дуилия, разбившего карфагенский флот в 261 г. до Р. Х. По образцу древних ростральных К. выстроены две маячные башни в СПб., против здания Биржи; 2) триумфальная К. (С. triumphalis) сооружалась в награду полководцу за выигранные им сражения, названия и даты которых обыкновенно начертались на пьедестале или на фусте К. К таким монументам должны быть причислены высокие круглые башни, сложенные в виде К. из камня, снабженные четырехугольной и оканчивающиеся вверху, над капителью, платформой, на которой возвышается статуя триумфатора, поставленная на цилиндрическом пьедестале со скругленным верхом; внутри башни обыкновенно устроена витая лестница, ведущая на платформу, а цилиндрическая поверхность башни одета бронзовым барельефом, обвивающим ее снизу доверху в виде спирали и изображающим главные эпизоды войны. Подобных памятников, которым присвоено было название С. cochlis, уцелело от древности до наших дней только три: К. Траяна и К. Марка-Аврелия, в Риме, и К. Диоклетиана, в Александрии. Траянова К. послужила Наполеону I в 1806—10 гг., образцом при сооружении Вандомской К. в Париже. Среди монументов, воздвигнутых в новейшее время, к разряду триумфальных К. могут быть, кроме Вандомской К., отнесены: так называемая Июльская К., в Париже, Победный памятник, в Берлине, Нельсоновский памятник, в Лондоне, и Александровская К. (см.), в СПб.

А. С-в.

Колонна (строительная техника). Деревянные и каменные К. простой формы называются столбами. Простейший вид деревянной подпоры — стойка, образованная из бревна. Обыкновенно груз на стойку передается посредством горизонтального бруса, который называется обвязкой, перекладиной, насадкой или балкой. Если расстояние между стойками значительное и балка оказывается слабой, то, с целью уменьшения пролета и увеличения сопротивления балки давлению поддерживаемого ею груза, над каждой стойкой располагают добавочный короткий брус, который называется подбалкой или подушкой, а иногда балки подпираются наклонными подкосами, упирающимися в стойку, причем чаще всего подбалки употребляются вместе с подкосами. Деревянные К., употребляемые как украшения и не поддерживающие груза, делаются из досок, приколачиваемых деревянными гвоздями к кобылкам, т. е. деревянным кругам, сколоченным и склеенным из прирезанных кусков доски. Приготовленные вчерне К., после просушки, выстрагиваются вокруг по циркулю. Деревянные К. должны употребляться лишь там, где нет опасности пожара и К. недоступны для сырости. Но повсеместное распространение дерева, его дешевизна, легкость, удобство обделки и прочность дают возможность применять их в дело очень часто. Пользуясь свойствами материала, деревянным опорам придают разнообразные формы и более легкие пропорции чем каменным К. Высота стоек доходит до 20 и более поперечников опоры. Деревянные К., ввиду их легкости, чаще всего делают без утонения кверху. По высоте опора обделывается однообразной призмой, украшенной разными фигурами и прибитыми галтелями, или же одна часть К. обделывается призмой, а следующая цилиндром или призмой другой формы. Украшением служат также базы и капители, которые образуются небольшими нарезками на самой стойке и прибитыми к ней деревянными галтелями, чаще же всего конструктивную роль капителей и баз исполняют подушки, подкладки, подкосы и кронштейны, которые украшаются весьма различно. Деревянные К. иногда также оштукатуриваются, и тогда лепные капители и базы прикрепляются к ним на гвоздях. В этом случае стараются придать им внешний вид каменных К. В богатых постройках стержни каменных К. делают цельными из гранита, мрамора и других камней прочных пород. Капители и базы в этом случае соединяются со стержнем пиронами (см. Каменные работы), или же наружная часть капителей и баз обделывается бронзой Если нельзя сделать стержень К. монолитным, его составляют из отдельных тамбуров (отрезков), которые иногда соединяются также бронзовыми пиронами (железные пироны ржавеют и, увеличиваясь при этом в объеме, расстраивают камни). К., сложенные из мелкого материала, должны выводиться на хорошем растворе. Стержни кирпичных К. устраиваются из лекального кирпича или из обыкновенного кирпича, притесываемого снаружи, и в этом случае К. необходимо штукатурить, так как обтеска ослабляет кирпич. Простые капители и базы кирпичных К. делаются из тесового камня, или же из кирпича на спусковой плите; более сложные формы отливаются из цемента. Иногда кирпичная кладка облицовывается терракотовыми или гипсовыми капителями. Употребляются также бронзовые капители и чугунные базы. Чугун представляет превосходный материал для К. Занимая мало места, чугунные К. особенно удобны при употреблении их внутри зданий или при устройстве легких галерей. Наиболее удобная форма для чугунных К. трубчатая, причем толщина металла редко превышает двенадцатую часть диаметра. Другая весьма удобная форма сечения для чугунных К. — крест, где не требуется изящная наружность. Сечение в виде звезды дает более красивые К. Чугунные К. небольших размеров отливаются вместе с капителями и базами. К. более значительных размеров составляются из отдельных частей, которые соединяются болтами или муфтами. Для придания чугунной К. большего сопротивления поперечному изгибу, концы ее должны быть уширены в виде базы и капители и опорные плоскости последних — точно обточены, перпендикулярно к оси К. Для лучшей передачи давления на основание, под базой помещается подкладка из гранита, или чугунная плита, скрепленная с кладкой болтами. Железные К., склепываемые из прокатного материала, могут также иметь разнообразные сечения: креста (из четырех угольников, со вставкой прокладок, если нужно для крепости), кольца (склепанного из четырех квадрантов или из двух корыт), трубчатого ящика (из четырех полос, связанных в углах угольниками) или более или менее сложной комбинации этих форм. Размеры и сопротивление коротких колонн вычисляются, в зависимости от нагрузки на К., принимая во внимание предел допускаемого напряжения материала на сжатие (для дерева от 50 до 66 кг на кв. см, камня — от 16 до 25, кирпичной кладки — от 7 до 12, чугуна — около 50 0, железа — около 750 кг на кв. см). Высокие же К., а именно деревянные и металлические, кроме равномерного сжатия, подвергаются еще так называемому продольному изгибу, и еще до предела раздробления они могут быть разрушены вследствие выпучивания. Для подобных К. допускается нагрузка, составляющая определенную часть той нагрузки, которая, на основании теоретических формул (см. таблицу), должна сломать К.

Эта величина разрушающего груза зависит от отношения высоты К. к толщине и от способа закрепления ее концов. В таблице сопоставлены для четырех различных условий закрепления концов К. величины разрушающего груза для чугунных, железных и деревянных К. и вместе с тем даны пределы отношения высоты К. к толщине, до которых размеры К. можно поверять лишь на простое сжатие. P — предельный груз, J — момент инерции поперечного сечения К. относительно оси, проходящей через центр тяжести сечения, E — коэффициент упругости материала, l — высота К.

При этом допускаемая нагрузка должна быть принята для чугуна в 1/4 до 1/6 предельной, для железа то же самое, а для дерева около 1/10. Согласно опытам Годжкинсона, К., зажатые широкими основаниями, сходны по сопротивлению с К., концы которых закреплены, и полые цилиндрические К. крепче одинакового с ними веса К. многоугольного или звездчатого сечения.

А. Т.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое колонна в архитектуре
Значение слова колонна в архитектуре
Что означает колонна в архитектуре
Толкование слова колонна в архитектуре
Определение термина колонна в архитектуре
kolonna v arhitekture это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины