Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - консидеран

Консидеран

(Виктор Considérant) — французский писатель, глава школы фурьеристов (1805-93). Окончив политехническую школу и военную акд. в Метце, К. поступил на службу военным инженером и дослужился до чина капитана. Сочинения Фурье (см.) произвели на него сильное впечатление и вселили отвращение к военной профессии. В 1830 г. в "Mercure de France" появляется его сочувственная статья о Фурье. С целью распространения фурьеризма с 1832 г., при участии самого Фурье, К. издавал журнал "Le Phalanstère ou la Réforme sociale". После смерти учителя К. издает ряд полемических и популярных брошюр, а также крупное сочинение: "Destinée sociale" (1836), открывает специальную фурьеристическую типографию и основывает новый журнал " La Phalange" (1836-43), обращенный, затем, в ежедневную политически-социалистическую газету "Démocratie pacifique" (1843-51). В 1848 г. К. избран в национальное собрание, где его идеи не встретили никакого сочувствия. Между тем в обществе фурьеристич. пропаганда достигает кульминационного пункта и создает К. большую известность даже за пределами Франции (сочинении его переводятся на немецкий яз. и отмечаются английской печатью). После декабрьского переворота К. покидает отечество и остается в добровольном изгнании 20 лет, в течение которых издает только брошюру "Ma Justification" и сотрудничает, в качестве корреспондента, в "С.-Петербургских Ведомостях". Новая республика его не удовлетворяет; он уклоняется от общественной деятельности и ведет затворнический образ жизни. Тем не менее имя его, как ветерана французского социализма, сохраняет известность, и за его гробом идут все представители французской рабочей партии. В пропаганде идей Фурье К. выказывает большой литературный талант и значительную оригинальность, частью исправляя, частью дополняя взгляды учителя. Для самого Фурье его учение было философской системой, энциклопедически обнимавшей все человеческое знание, понятия о Боге, человеке и природе, этику и политич. экономию, философию истории и историю мироздания, прошедшее, настоящее и будущее; К., напротив, старается извлечь лишь экономич. сущность учения и применить ее к объяснению текущей общественной жизни. Вся "космогония" Фурье им совершенно отвергается, его политический, полумонархический идеал заменяется республиканским, его критика классической экономической школы принимает более теоретический характер. Особенное развитие в сочинениях К. получают: материалистическая постановка вопроса о счастье, принцип свободной ассоциации и вопросы воспитания в духе большей свободы и возможно полного согласия с природой ребенка (3-я часть его "Destinée sociale" остается и до сих пор единственным специальным социалистическим трактатом по педагогии). Относясь с большим равнодушием к чисто политическим реформам, К., в бытность свою депутатом, кроме предложения признать за женщинами избирательное право, не внес в собрание ни одного законопроекта. Социальной реформы он ждал от распространения фурьеристических идей и от их применения к жизни. С последней целью он принимал участие в нескольких опытах устройства фаланстеров (главным образом, в первом, Боде-Дюлари, в Конде-Сюр-Вегр), а в 1853 г., вместе с Вигуре и другими учениками Фурье, ездил в Техас, где и основал недолго просуществовавшую колонию "соединения" (Réunion). Вне фаланстеров К. не видит спасения; из практических экономических мероприятий он защищал организацию дешевого кредита и привлечение рабочих к участию в барышах всех капиталистических предприятий.

Из многочисленных (около 25 названий) работ К. главнейшие, кроме "Destinée sociale": "Considérations sur l'architectonique", "Librairie phalanstérienne" (1835); "Debâcle de politique" (1836); "Manifeste de l'école sociétaire, fondée par Fourier, ou bases de la politique positive" (1841); "Exposition abrégée du système phalanstérien" (1845 г., последнее изд. 1872 г.); "Description du phalanstère" (1848); "Le socialisme devant le vieux monde ou le vivant devant les morts" (1849), "La dernière guerre et la paix definitive de l'Europe" (1850). См. M-me С. Cognet, "V. Considérant, sa vie. son oeuvre" (П. 1895).

Н. В. Водовозов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое консидеран
Значение слова консидеран
Что означает консидеран
Толкование слова консидеран
Определение термина консидеран
konsideran это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины