Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ковалевский максим максимович
Ковалевский максим максимович
— один из наиболее выдающихся современных русских юристов, род. в 1851 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, воспитывался в харьковском университете, где под влиянием Д. И. Каченовского начал изучение истории английских учреждений, продолжал его в Берлине, Париже и Лондоне, сблизившись в последнем с выдающимися представителями науки: Мэном, Брайсом, Марксом и др. и перейдя к истории учреждений и других стран Европы. С 1877 по 1887 гг. был профессором государственного права и сравнительной истории права (история иностранного законодательства) в московском университете. После удаления с кафедры читал ряд лекций в Стокгольме и Оксфорде. Выяснение взаимодействия социально-экономического и политического строя в поступательном ходе развития человеческих обществ, привело К. к изучению древнейшей истории учреждений, сперва в направлении, указанном Мэном, а затем в духе новой школы этнографов-социологов: Тейлора, Леббока, Моргана, Спенсера и др. Так определились две группы работ, изданных К. в России и за границей. К первой принадлежат: "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV в. до смерти Людовика XIV" (М., 1877); "История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I" (Прага, 1877, магистерская диссертация); "Полиция рабочих в Англии в XIV в. и мировые судьи, как судебные разбиратели споров между предпринимателями и рабочими "(Лондон, 1876); "Общественный строй Англии в конце средних веков" (М., 1880, докторская диссертация) и "Происхождение современной демократии" (М., 1895 г., т. I) — начало обширного труда, продолжение которого печатается и в котором автор намерен проследить развитие демократических теорий в связи с общественным и политическим строем западной Европы со времен французской революции до современных социалистических тенденций демократии. Связанные единством воззрений, основанные часто на самостоятельных архивных изысканиях и обширной эрудиции, богатые оригинальными мыслями, названные сочинения дают цельное представление о затрагиваемых автором эпохах и сторонах жизни. К. придает огромное значение социально-экономическим условиям ("общественному строю") развития общества, как базису и связующему его элементу, определяющему в значительной степени и его политический строй; но он показывает и возможность видоизменения и пересоздания его путем сознательной и последовательной правительственной политики. Признавая безусловную зависимость политических идей от существующих социально-экономических и политических отношений, он, тем не менее, постоянно показывает, что история делается меньшинством и что мысли принадлежит направляющее влияние в развитии. Вторую группу трудов Ковалевского составляют: "Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Лондон, и немецкое издание Цюрих, 1876); "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" (М., 1880); "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения " (М., 1879); "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (М., 1886, перевод по-французски, 1893); "Первобытное право" (М., 1876), "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1887); "Tableau des origines et de l' évolution de la famille et de la propriété " (Стокгольм, 1890, в "Scrifter utgifna af Lorenska Stiftelsen", русский перевод Иолшина, СПб., 1895); "Современный обычай и древний закон в России" (лекции, читанные в Оксфорде и напечатанные по-английски) и "Этюды по русскому обычному праву", в "Nouv. Revue historique de droit", на французском языке. Здесь К. дает не только удачно и оригинально сформулированные и вполне соответствующие духу историко-сравнительного (термин К.) метода (см. Сравнительный метод в юриспруденции) правила и образцы их применения, но и является убежденным защитником всех важнейших выводов, сделанных при его помощи новейшими этнологами-социологами: стадного сожития и матернитета, как исходного пункта развития общества и семьи, и общинного землевладения, как первоначальной формы обладания в особенности. Пересматривая и группируя в одно целое аргументы, добытые своими предшественниками, К. добавляет к ним и новые соображения, и новые факты, добытые, главным образом, из самостоятельного изучения быта кавказских горцев. Оригинальность К. и здесь, между прочим, состоит в том, что, признавая, вместе с другими, последовательность эволюции общественных отношений, он постоянно отмечает могучее действие причин искусственных: правительственной политики и чуждого стране строя идей, вносимого завоевателями. Обратившие на себя внимание многих выдающихся европейских ученых (Дареста и Виоле во Франции, Поста в Германии, Поллока в Англии) историко-сравнительные работы К. в России имеют особенно важное значение, указывая лучший путь изучения ее собственного права, до крайности разнообразного, соответственно разнообразию народностей, ее населяющих, и бытовым особенностям отдельных областей и классов ее населения. Иногда К. слишком поспешен в своих обобщениях, не всегда достаточно соразмеряет силу аргумента с мыслью, проведением которой занят, часто неточен в ссылках на источники и труды других авторов, неровен в изложении. Каковы бы ни были, однако, недостатки его работ, его научно-литературная деятельность представляет явление, подобного которому не много найдется образцов и в современной литературе Запада. К. принадлежит еще ряд журнальных статей по вопросам права и политики в русских и иностранных изданиях, ряд докладов в русских и иностранных ученых обществах, между прочим "Об иранской культуре на Кавказе", прочитанный на съезде ориенталистов в Лондоне и отпечатанный в трудах съезда, "О древнейшей постановке рабочего вопроса в Италии" — на съезде британской ассоциации в Оксфорде, "О работах русских этнографов, статистиков, юристов и историков" — на первом конгрессе (1894) социологов в Париже (для ближайшего съезда того же конгресса К. поручен доклад о причинах распадения коллективных форм землевладения), ряд очень ценных рецензий и критических обзоров, напечатанных, между прочим, в издававшемся К., вместе с профессором Всев. Миллером, научном журнале: "Критическое Обозрение". Он издал "Собрание актов и документов, служащих к характеристике английской полицейской администрации XII, XIII и XIV вв." (Л., 1877) и редактировал итальянское издание депеш венецианских послов о событиях французской революции. Для полной характеристики К. следует указать на разнообразие читанных им в Москве курсов по истории политических учений, и общему государственному праву, государственному праву европейских держав и его истории, сравнительной истории права, истории русского государственного права и др. — курсов, никогда не повторявшихся дважды и постоянно перерабатывавшихся. Более подробные биографические и научно-литературные сведения о К. см. в его статье: "Мое научное и литературное скитальчество", в "Русской Мысли" (1895 г., № 1).
В. Нечаев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое ковалевский максим максимович
Значение слова ковалевский максим максимович
Что означает ковалевский максим максимович
Толкование слова ковалевский максим максимович
Определение термина ковалевский максим максимович
kovalevskiy maksim maksimovich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):