Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ковчег завета
Ковчег завета
также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий — ящик, в котором, согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дерева ситтим (см.), покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами, через которые продевались шесты для ношения. Длина его 21/2, локтя, а ширина и высота — 11/2 локтя. Такой же меры был на нем покров, из одного золота, называвшийся очистилищем, украшенный двумя херувимами, которые преклоняли на него и друг к другу лицо и крылья. Кроме скрижалей Закона в К. З. хранились еще стамна златая с манной и жезл Аарона прозябший. Очистилище было местом, с которого Бог принимал поклонение и открывал Свою волю. В древнейшие же времена, как об этом свидетельствуют кн. Царств, евреи имели вполне материальное представление о присутствии Иеговы на К. Завета. После завоевания Земли Обетованной, скиния с К. З. поставлена была в Силоме, но иногда переносилась в др. места, в Массиф, Сихем и Вефиль. При первосвященнике Илии К. Завета сопровождал войско в поход, был захвачен филистимлянами и оттуда опять возвращен израильтянам, после чего короткое время был в Вефасиме, потом в Кириафиариме, в доме Аминдава, и в Номве. Давид перенес К. З. в Иерусалим, в новую скинию, на Сионе, но в походах он по-прежнему сопровождал войско. По окончании строения храма Соломоном, К. Завета торжественно перенесен был в Святое Святых. Выносился ли он после этого из храма на время войны — неизвестно. О последующей судьбе К. Завета нет указаний. Вероятно, он сгорел при разрушении и сожжении храма. По позднейшему сказанию (II кн. Маккав., 2, 4...), пророк Иеремия скрыл его вместе со скинией и алтарем кадильным в одной пещере, где он и был открыт при восстановлении храма. Но, по словам Иосифа Флавия, в новом храме не было К. Завета: Святое Святых было совершенно пусто.
О Ноевом К. см. Ной.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907