Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - мальтус
Мальтус
Оригинальность М. в его учении о законе народонаселения многими оспаривается. Несомненно, что многие писатели и раньше высказывали взгляды, очень схожие с воззрениями М. Из них особенное влияние на М. оказал Towosend, автор книги: "Dissertation on the poor laws". Тем не менее, "Опыт" М., по ясности формулировки основного принципа, настолько выше всего прежде написанного по вопросу о народонаселении, что М. нельзя отказать в оригинальности, хотя он и имел предшественников, как и всякий другой выдающийся деятель в области мысли. Общественное влияние книги М. было громадно. До нее как среди людей науки, так и среди практических деятелей, господствовал взгляд, что государство должно, по возможности, поощрять размножение населения. После М. установился взгляд прямо противоположный. Коренная реформа англ. законов о бедных в 1834 г. и отмена allowance system были внушены взглядами М. Английская экономическая наука первой половины этого столетия, в лице своих наиболее видных представителей, признала учение М. одним из основных положений политической экономии. Напротив, против учения Мальтуса очень резко высказывалось большинство социалистов, вплоть до Карла Маркса, отрицавшего существование одного и того же закона народонаселения для всех исторических форм общественного устройства. При критике учения М. нужно строго различать его взгляды на законы роста населения и на причины бедности. Чрезмерное размножение есть одна из возможных причин бедности, но отсюда еще нельзя сделать заключения, что всякая бедность вызывается чрезмерным размножением населения. Весь собранный М. статистический материал доказывает только то, что при благоприятных условиях население быстро размножается, и что если численность его не возрастает, то это зависит от наличности каких-либо препятствий к размножению — разрушительных или предупредительных; но Мальтусу не удалось доказать, что существующие в самых богатых странах нищета и бедность происходят от чрезмерной численности населения, а не от несправедливости общественного устройства, как утверждал Годвин. Поэтому те практические выводы из закона народонаселения, которые сделал М. — отрицание важности социальных преобразований и требование уничтожения государственной помощи бедным — не могут быть признаны неизбежно вытекающими из его собственных посылок. Что касается до самого закона народонаселения М., то он также многими отвергается: особенно часто критиковалась математическая форма выражения этого закона. Но, как справедливо замечали сторонники М., геометрической и арифметической прогрессиями он хочет только иллюстрировать свою мысль о постоянной тенденции народонаселения возрастать быстрее средств к существованию. По-видимому, сам М. не придавал большого значения своим прогрессиям. Из них особенно неудачна вторая: М. не приводит никаких доказательств, почему средства существования не должны возрастать именно в арифметической прогрессии, а не в каком-либо другом отношении. Выбирая арифметическую прогрессию, М. хотел только дать математическое выражение закону падающей производительности земли, при последовательном приложении к ней труда и капитала, а закон этот является основанием господствующей теории ренты и, с известными ограничениями, может считаться несомненным. Но и против тенденции населения к неограниченному возрастанию нередко слышатся возражения. Так, напр., по мнению Спенсера способность организмов к размножению находится в обратном отношении с их индивидуальным развитием. Чем развитее данный организм, тем он менее способен к размножению. Поэтому, по мере развития цивилизации, способность человечества к размножению падает и в будущем может установиться полное равновесие между ростом населения и средствами к существованию, помимо всяких предупредительных или задерживающих мер. — По своим политическим взглядам, Мальтус был умеренным либералом, но, в то же время, горячим защитником интересов крупного землевладения. Его теория кризисов приводила к признанию общественной необходимости класса крупных землевладельцев, как потребителей избыточных продуктов, производимых промышленными классами общества. Стремление к накоплению капитала и расширению производства вызывает перепроизводство товаров и кризисы; для восстановления равновесия между общественным производством и потреблением необходимо, чтобы наряду с классами, по преимуществу производящими, были классы преимущественно потребляющие (крупные землевладельцы). Точно так же классовые симпатии М. сказывались и в его защите хлебных пошлин, несмотря на то, что по отношению к другим товарам М. защищал свободную торговлю. Вообще, в противоположность Рикардо (которого он был близким другом; весьма интересные письма Рикардо к М. изданы Bonar'ом в 1887 г.), М. был врагом всяких резких, абстрактных решений, имел наклонность к компромиссам, не верил в возможность чисто дедуктивным путем устанавливать научные законы и старался все свои выводы обосновывать индуктивно. Тем не менее, теоретическая политическая экономия многим обязана Мальтусу, особенно в учении о ренте; он самостоятельно развил ту теорию ренты, которая, со второстепенными изменениями, может считаться общепринятой и в настоящее время. Попыткой практического применения учения Мальтуса о принципах народонаселения является так назыв. новомальтузианство. В 1877 г. в Лондоне была основана Malthusian League, издающая с 1879 г. журнал "Malthusian". Эта лига стремится популяризировать учение М. путем издания специальных книг и брошюр и устройства чтений, посвященных вопросам народонаселения. Отличие новомальтузианства от прежнего заключается в том, что М. под нравственным обузданием понимал целомудрие; между тем, по мнению новейших его последователей, эта цель недостижима, и потому желательно не воздержание от брака, которое обыкновенно только поощряет разврат и проституцию, но более благоразумное поведение супругов — принятие тех или иных мер для предупреждения зачатия. Необходимо только распространить среди массы населения убеждение, что нравственный долг человека требует ограничения числа детей таким количеством, которое он может содержать, и что для этой цели человек имеет нравственное право прибегать к употреблению предохранительных средств. Более крайние последователи лиги видят в этом единственное возможное решение социального вопроса, так как существующая бедность, по их мнению, вызывается только чрезмерным размножением народонаселения.
Литература. Thoroton, "Overpopulation and its Remedy" (Лонд., 1846); Proudhon, "Contradictions Economiques" (П., 1847); H. Spencer, "Principles of Biology" (2 изд., Л., 1867; есть русский перевод); Н. George, "Progress and Poverty" (Сан-Франциско, 1879; есть рус. перевод); К. Kautsky, "Der Einfluss der Volks Vermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft" (B., 1880); A. Hel d, "Zwei Bü cher zur socialen Geschichte Englands" (Лпц., 1881); J. Bonar, "Maltbus and his work" (Л., 1885); Payne, "History of the Family of М." (Л, 1890). Новомальтузианство: Charles Drysdale, "The population Question according to Malthus" (Л., 1878); Ann ie Besant, "The Law of Population" 1878); Stille, "Bevö lkerungsfrage" (В., 1879); Otto, "K ü nstliche Unfruchtbarkeit" (B., 1884). Рус. литература: Мальтус, "Опыт о законе народонаселения" (перев. П. Бибикова, с вступительной статьей, СПб., 1868); примечания Чернышевского к рус. переводу "Оснований политической экономии" Милля; Н. В. Водовозов, "М., его жизнь и научная деятельность" (СПб., 1895); Мальтус, "Опыт закона о населении" (перев. И. Вернера, со вступительной статьей, М., 1895; перевод сильно сокращен).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907