Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - стеклярус
Стеклярус
Для С. и бисера, выделываемых из стеклянных трубок (см. Стеклянное производство), состав массы употребляется по преимуществу легкоплавкий на свинцово-щелочном основании, окрашенный окислами металлов в различные цвета; по форме трубки берутся круглые или граненые; последние получаются или формованием наборки стекла в размягченном состоянии, или шлифованием на станках, как и прочее стекло (см. Стеклянное производство). Бусы для ожерелий и для четок приготовляются выдуванием из трубок; им придается круглая или удлиненная форма, гладкая или граненая, смотря по сорту трубок, из которых они приготовлены. Для получения сквозного отверстия шарик, выдутый на паяльном столе, протыкается в размягченном состоянии стальной иглой соответственной толщины против отверстия трубки, из которой он делается; другое отверстие получается отламыванием шарика от трубки. Подражание жемчугу требует от дельца уменья и навыка подделаться под неправильную форму настоящего жемчуга; это достигается посредством надавливания железной лопаточкой при выдувании. Цвет искусственного жемчуга достигается употреблением трубок из опаловидного стекла (см. Стеклянное производство) и покрытием внутренней поверхности белым воском; такого рода подделка относится к простым и дешевым сортам бус. Высший дорогой сорт поддельного жемчуга подкрашивается так называемой жемчужной эссенцией (l'essence d'Orient), которая приготовляется из чешуи уклеек, или калинки (Cyprinus alburnus). Осторожным трением снимают тонкую чешую с уклеек и обрабатывают ее раствором аммиака, при чем выделяется клейкое вещество, имеющее серовато-перламутровый отблеск; 4000 рыбок доставляют не более 500 г такого вещества; из них после очищения получается 100—125 г жемчужной эссенции. Полученную эссенцию разбавляют раствором рыбьего клея и употребляют в разогретом состоянии; набранную в трубочку жидкость вдувают в стеклянную бусу в таком количестве, чтобы она распределилась по внутренним стенкам настолько толстым слоем, чтобы стекло получилось непрозрачным. При подходящей форме стеклянной бусы жемчужная эссенция дает с трудом отличимое подражание настоящему жемчугу. Серебряные бусы получаются введением во внутренность их амальгамы, которая готовится из сплава равных частей свинца, олова и висмута; если металлов взято по 1 части, то их растворяют в 10 частях ртути и вдувают полученную амальгаму по каплям в бусу, которую в это время поворачивают, чтобы распределить амальгаму по всей поверхности. Серебряные бусы также можно получить, вводя посредством пипетки расплавленное олово; при этом бусы получают на поверхности побежалый цвет (иризация), если слой олова будет тонок. Золотые бусы высшего качества готовятся погружением в раствор слабого железного купороса, после чего дают стечь избытку жидкости и по высушивании погружают в слабый раствор хлористого золота или готовят тонкий осадок золотого порошка посредством железного купороса, растирают его с лавандуловой эссенцией и впрыскивают таковую смесь внутрь бус, после чего слегка нагревают до испарения эссенции. Для дешевых сортов спиртовый лак из гуммилака, мастики, сандарака и проч. подкрашивают гуммигутом и шафраном, тонким слоем распределяют по внутренней поверхности бусы и затем кроют по желтому лаку слоем вышеописанной амальгамы.
Под бисером разумеются мелкие стеклянные зерна различных цветов, имеющие сквозное отверстие для нанизывания на нитку и пришивания иглой. Величина зерен бисера в среднем около 1,5 мм и доходит до 0,5 мм и менее, зерна в 3 мм уже относятся к крупному сорту. Сообразно цвету и величине зерен бисера вытягиваются и подбираются трубки по возможности одинаковой толщины для каждого сорта и разрезываются на куски около 0,5 метра и затем раскалываются или режутся поперек на мелкие части сообразно толщине трубки и желаемой величине зерен — в среднем около 2 мм; таким образом получаются небольшие цилиндры почти одинаковой высоты с диаметром основания; острые края на концах в большей или меньшей степени закругляют, придавая вместе с тем округлость поверхности зерна или сохраняя цилиндрическую форму; операция эта ведется при возвышенной температуре при слабом размягчении поверхности зерен.
Раскалывание или резание трубок производится ручным или машинным способом. В первом случае делец захватывает левой рукой пучок трубок и, утвердив его на остром стальном резце, вделанном в неподвижный станок, таким образом, чтобы концы трубок выдавались на предположенную длину зерен бисера, откалывает их коротким ударом посредством резака. Точная и быстрая работа при раскалывании трубок требует большого навыка, и в Венеции, на о-ве Мурано, где сосредоточено производство бисера, мастера по раскалыванию (margariter) ценятся очень дорого и достигают большой точности и настолько быстрой колки, что глаз не успевает следить за отдельными приемами работы. Машинная колка есть совершенное подражание ручной: ряд трубок подводится посредством бесконечного полотна под резак, находящийся в конце станка, и ущемляется посредством рычажного приспособления в то время, когда концы трубок высунутся за резец на надлежащую длину; колющий резак установлен в раме, и подъем и опуск его при ударе производится посредством эксцентрика. Как при ручной, так и при машинной колке отколотые концы трубок падают в подставленный внизу ящик, откуда высыпаются на сито для отделения неизбежно получающихся при разрезке мелких осколков. Во избежание при закруглении спадания концов трубок до закрытия их просвета их довольно долго перемешивают с увлаженной смесью белой огнеупорной глины и тонкого угольного порошка, отчего глина с углем забивается в отверстия и обволакивает поверхность стекла. Печь для закругления бисера снабжается вращающимся на оси железным барабаном с плотно закрывающейся крышкой длиною 1 м и около 0,5 м в диаметре. Барабан с бисером разогревают до темно-красного каления и медленно вращают около оси. Закругленный бисер для охлаждения высыпают на чугунную доску или железный лист тонким слоем, после чего отсеивают от него глину и уголь вручную или на ударных ситах и производят вручную отборку зерен, которые потеряли просвет, недостаточно закруглились, спаялись между собою, потеряли форму и проч.
Полируют бисер, смешав его с отрубями, в длинных холщовых мешках; перекатывая содержимое мешка с одного конца на другой, заставляют зерна бисера тереться между отрубями. Полученный после полировки бисер поступает в сортировку по величине зерен, что делается или вручную, или на механических ударных ситах; для этого соединяют несколько сит в одну стопку, из которых верхнее имеет более пространные отверстия, чем нижние, отчего в нижнем сите собираются самые мелкие зерна, а в верхних последовательно более крупные.
Нанизывание бисера на нитки — четками от 15 до 20 стм длиною (четки соединяются в гроссы в 144 нитки) производится вручную женщинами и детьми; для этого бисер насыпается в небольшое глубокое корыто, умещающееся на коленах, нитки достаточной длины заправляются в длинные тонкие иглы, несколько согнутые в дугу; взяв несколько заправленных иголок (обыкновенно 4—6 штук) и расположив их веерообразно, работница (infilzatrice) проводит их в массе бисера, стараясь вздеть наибольшее количество зерен на иглы и затем протягивает их по игле на нитку. [Производство бисера и всякого С. главным образом сосредоточено в Венеции на о-ве Мурано, где оно уже известно было в Х веке. Главнейший отпуск С. из Венеции в весьма значительном количестве производится в Африку и Америку и предназначается для туземных племен. У нас в России производства бисера не существует; некоторые сорта С. (бусы) производятся кустарями, но в незначительном количестве. В 1753 г. Ломоносов получил по указу сената землю в Копорском уезде с 6-ю деревнями и 211 душами и 4000 р. беспроцентной ссуды на устройство фабрики, как сказано в указе, для "делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, принизок в С. и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи". Фабрика, устроенная Ломоносовым, после смерти его (1765) закрылась, просуществовав недолгое время.].
С. П. Петухов. Δ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907