Поиск в словарях
Искать во всех

Стилистический энциклопедический словарь русского языка - стиля модель традиционная

Стиля модель традиционная

– представляет характеристику стиля речи (произведения) и стилистических средств языка по традиционной схеме-триаде: высокий стиль – средний – низкий, иначе: + 0 – (см. Трех стилей теория), т.е. повышение (к торжественному, риторическому) тона речи и соответствующих по стилистической окраске языковых средств или, напротив, понижение (к фамильярной, повседневно-разговорной) от "исходной" нейтральной речи (и соответствующих языковых единиц), которая берется за "среднюю норму". Такая модель обеспечивается богатой синонимикой рус. языка, в том числе стилистической; напр.: провозгласить – сказать – буркнуть; очи – глаза – гляделки; вкушать – есть – шамать; взирать – смотреть – глазеть; и т.д. Указанная модель стиля восходит прежде всего к теории трех штилей М.В. Ломоносова (в свою очередь восходящей к античности), которая хотя и утратила свою значимость в лит. языке к началу XIX в., однако осталась в языковом сознании вплоть до современности (см. Ахманова, 1957). Так, сохраняется и само представление о тройной стилевой соотносительности стилевых окрасок языковых средств, и представление о высоком или низком стиле речи. Вместе с тем следует учесть, что если в ломоносовский период названные стили имели (относительно) системный характер, то с конца XVIII в. эта системность разрушается. В совр. рус. лит. языке нет высокого, среднего и низкого стилей как самостоятельных, более или менее строго очерченных систем средств, тем более в их связях с жанрами литературы. Особенно требует оговорок так называемый средний стиль (и ранее недостаточно четко очерченный). Под ним понимаются нейтральные, т.е. без стилистической, экспрессивной и других окрасок языковые средства, иначе говоря, неокрашенные, без коннотаций (см. Нейтральный стиль, нейтральность). Обычно это общеупотребительные языковые единицы. Однако если учесть функционально-стилистические окраски (маркеры функц. стилей), а также то, что почти любая языковая единица может потерять в контексте свою "нейтральность", то собственно нейтральных средств в языке немного. Тем самым термин "нейтральный" ("средний" стиль) весьма условен даже в отношении к системе (строю) языка (и его средствам), но он становится еще более условным по отношению к речи, к аспекту употребления языка (К. Гаузенблас).

Для современной речи (кроме случаев стилизации) не свойственна одностилевая ее окраска, тем более в увязке с определенным жанром речи. В связи с тенденциями к демократизации языка грани между средним и низким стилями стерлись даже в речи интеллигенции (см. в особенности газетно-публиц. стиль, парламентскую речь и др.). Использование же средств "высокого стиля" обычно оговаривается автором (использованием оборотов: говоря высоким слогом, выражаясь высоким штилем и т.п.). Довольно широко "высокая" лексика и фразеология используется в ироническом плане как средство создания юмора и сатиры, при пародировании (обычно при столкновении разностильных единиц – М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров и др.), но также и в своей основной функции – придания высказыванию торжественности, приподнятости (напр. в передовицах газет советского периода, в некоторых жанрах, таких, как торжественная юбилейная речь). Большей же частью это своего рода инкрустации в тексте. Примером высокого стиля (см.) и использования высокой лексики в поэтической речи может служить стихотворение А.С. Пушкина "Пророк", демонстрирующее, кстати, что эта лексика по своему происхождению является церковнославянской и книжной (Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился; / Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он… / И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой…).

Лит.: Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, Изд-во МГУ, 1953; Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957; Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961; Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. – ВЯ. – 1962. – №3; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.– 3-е изд. – М., 1965; Гаузенблас К. Существует ли "нейтральный стиль"? // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. – Пермь, 1986; Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. – М., 1988; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993; Hausenblas K., Vysoký – střední – nízký styl a diferenciace stylů dnes // "Slovo a slovesnost", t. 34, 1973.

М.Н. Кожина

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука"

Под редакцией М.Н. Кожиной

2003

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стиля модель традиционная
Значение слова стиля модель традиционная
Что означает стиля модель традиционная
Толкование слова стиля модель традиционная
Определение термина стиля модель традиционная
stilya model tradicionnaya это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):