Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - китайцы

Китайцы

(самоназвание хань, хань-жэнь) нация, составляющая осн. часть населения КНР. Общая численность 652 236 тыс. чел. (1959), из них в КНР 636 500 тыс. чел. (95% всего населения страны). За пределами КНР наиболее крупные группы К. имеются в Таиланде (4500 тыс. чел.), Малайе (2500 тыс. чел.), Индонезии (2200 тыс. чел.), Сингапуре (1190 тыс. чел.), Вьетнаме (900 тыс. чел.), Бирме, Филиппинах (по 300 тыс. чел.), Камбодже (250 тыс. чел.), США (св. 260 тыс. чел.).

Кит. язык относится к кит.-тибет. семье языков. Письменность иероглифическая, восходящая к образному письму сер. 2-го тыс. до н.э. Кит. язык включает несколько диалектов, сильно различающихся между собой; на сев. диалекте, распространенном в сев., центр. и юго-зап. провинциях КНР, говорит около половины всех К. Пекинский говор этого диалекта положен в основу совр. нормативного разговорного и лит. языка. На диалекте кэцзя, или хакка (сохраняющем многие архаич. черты древ. кит. языка), в нек-рых р-нах Гуанси, Гуандуна, Хунани говорят потомки кит. переселенцев с С. (4-6 вв. н.э.). Остальные диалекты шанхайский (у), сев. и юж.-фуцзяньские (минь), гуандунский (юэ) и др. распространены на Ю.-В. Китая, включая о-ва Тайвань и Хайнань. В их формировании играли большую роль языки аборигенного некитайского населения. Различия между диалектами кит. языка, обусловленные многовековой феод. разобщенностью различных р-нов страны, отсутствием экономич. связей между ними, вторжением иностр. капитала с сер. 19 в., тормозившего формирование общекит. языка, и по сей день затрудняют взаимное понимание населения различных р-нов страны, тормозят переход на латинизированную письменность, проект к-рой был принят в 1958.

В расовом отношении К. неоднородны. Осн. масса К. принадлежит к тихоокеанской ветви монголоидной большой расы. Среди сев. К. преобладают различные типы вост.-азиат. группы, а среди юж. К. варианты юж.-азиат. группы. На крайнем Ю. Китая (Гуанси, Гуандун, Фуцзянь) среди К. заметна примесь негроавстралоидных (экваториальных) элементов. Для К. очень характерен глубокий религиозный синкретизм. В их верованиях до последнего времени главную роль играл культ предков. Сохранялись также пережитки анимизма и тотемизма. В разные периоды истории Китая среди К. получили распространение разные религиозные системы. В результате переплетения народных верований и учения полулегендарного философа Лао-цзы (6 в. до н.э.) развилась даосская религия. Широко распространено в Китае конфуцианство, первоначально являвшееся скорее этико-моральным филос. учением, однако основатель этого учения Конфуций (6-5 вв. до н.э.) и его ученики были впоследствии обожествлены, им поклонялись. В первых веках н.э. в Китай из Индии проник буддизм, получивший широкое распространение среди К. начиная с 7-8 вв. Примерно в то же время в Китае появились первые последователи ислама. В 19-20 вв. среди К. нек-рое распространение получило также христианство (гл. обр. католичество). Однако большинство К. остается индифферентными к религии.

Этнич. история К. представляет сложный многовековый процесс, в к-ром принимали участие различные народы, говорившие на кит.-тибет., малайско-полинезийских, мон-кхмерских и алтайских языках. К числу предков К. принадлежали земледельч. племена басс. Хуанхэ и Янцзы, создавшие разнообразные неолитич. культуры. В 3-м тыс. до н.э. по верх. и ср. течению Хуанхэ жили племена, оставившие памятники культуры Яншао. Они возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Их потомками были носители культуры "хэнаньского Луншаня", с к-рыми преемственно связаны, вероятно, племена ся, а затем шан, создавшие во 2-м тыс. до н.э. на терр. совр. пров. Хэнань, Шэньси, Шаньси раннегос. образование Инь, сохранявшее значит. черты первобытнообщинного строя. Иньцам была известна развитая металлургия бронзы. Говорили они на языке, к-рый стал основой развития древнекит. языка. Зап. соседями иньцев были родственные им племена чжоу, завоевавшие в 11 в. до н.э. иньское гос-во и основавшие новую династию. В 11-3 вв. до н.э. на терр. совр. Китая, вокруг слившихся друг с другом потомков ся, шан и чжоу, жили различ. народы, известные в кит. источниках под собирательными названиями мань на Ю. (предки мяо-яо, таи, отчасти также индонезийцев и мон-кхмеров), жун на З. (предки тибето-бирманцев), ди на С. (гл. обр. предки тюркских и монгольских народов), и на В. (вероятно, предки сев. крыла индонезийцев, а также корейцев и маньчжуров). С сер. 1-го тыс. до н.э. кит. источники упоминают также многочисл. племена юэ, расселенные к Ю. от Янцзы, от берегов Тихого ок. до предгорий Гималаев. Большинство этих племен являлись предками различных тайских (чжуан-дунских) народов, но среди них были также предки индонезийцев (минь-юэ), вьетнамцев (ло-юэ или лак-вьет) и, вероятно, мон-кхмеров (дянь-юэ). Уже в рассматриваемый период предки К. не были изолированы от др. народов и воспринимали у них многие элементы материальной и духовной культуры.

Ко времени династии Хань (3 в. до н.э. 3 в. н. э) относится образование древнекитайской народности. Назв. династии, восходящее к назв. р. Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием К. Расширение территории ханьского гос-ва сопровождалось значит. переселением К. и, как правило, насильственной ассимиляцией других народов Вост. Азии. Переселенцы направлялись гл. обр. на Ю., где они постепенно сливались с местным аборигенным населением. Продвижение К. на С. было гораздо более ограниченным, т.к. здесь этому препятствовали крупные объединения кочевников тюркоязычных гуннов, монголо-язычных сяньби и др. С началом феод. раздробленности, после падения династии Хань, натиск этих кочевых племен усилился, многие из них создали свои гос-ва и в дальнейшем частично вошли в состав сев. групп К., передав им нек-рые культурные особенности (напр., навыки использования лошади в качестве верхового и упряжного животного или такие элементы костюма, как закрытый халат и штаны). Новое объединение Китая под властью династии Тан (6-9 вв.) способствовало этнич. консолидации К. и расширению их этнич. территории. Однако и в этот период область расселения К. охватывала далеко не всю терр. совр. Китая. На С. сменяли друг друга различные независимые кочевые объединения тюркских и монгольских народов, а на Ю.-З. (Юньнань, Сычуань) существовали гос-ва Нань-чжао, позднее Дали, населенные гл. обр. предками и, тай, мон-кхмеров. В 10-13 вв. (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части северную и южную. На С. господствовали сначала монголоязычные кидане, от назв. к-рых происходит рус. слово "Китай", а затем чжурчжени, говорившие на языке тунгусо-маньчжурской группы. На Ю. страны, где продолжала править кит. династия, усилился приток К. с С. В сер. 13 в. гос-ва, существовавшие на терр. совр. Китая, были завоеваны монголами. Монгольское владычество нанесло огромный ущерб хоз. и культурному прогрессу К. и др. народам Китая. После изгнания монголов (1368), в период династии Мин, продолжалось интенсивное переселение К. из басс. Хуанхэ и Янцзы на Ю. и особенно на Ю.-З., на территорию совр. провинций Гуйчжоу и Юньнань. В период Мин начали создаваться условия для нац. консолидации К., к-рая была, однако, резко заторможена захватом страны в сер. 17 в. маньчжурами. В период маньчжурской династии Цин (1644-1911) сложились в осн. совр. политич. границы Китая. Завоевательные войны Цинов были очень кровопролитными и часто сопровождались истреблением больших групп коренного населения. В кон. 18 в., после завоевания Джунгарского ханства, начинается переселение К. во вновь образованную пров. Синьцзян (букв. "Новая граница"), где, однако, К. до последнего времени оставались в меньшинстве, как и в соседнем Тибете. С конца 19 в., в период развития капитализма в Китае, К. постепенно заселяют Маньчжурию (особенно интенсивно этот процесс пошел после строительства КВЖД).

На базе развития капитализма и формирования новых обществ. классов буржуазии и пролетариата во 2-й пол. 19 нач. 20 вв. складывается кит. нация. В это время развиваются взаимные связи между различными группами К., увеличивается, особенно на В. страны, количество гор. населения и вместе с тем продолжается ассимиляция К. многих др. народов (маньчжуров на С., туцзя, шэ, отчасти чжуан, бай на Ю. и т.д.).

В наст. время большинство К. КНР (св. 80%) занято в с. х-ве. Осн. зерновой культурой у юж. К. является поливной рис, сев. К. выращивают пшеницу, просо, гаолян, чумизу; кроме того, в юж. р-нах К. культивируют чай, тутовое дерево, бананы, цитрусовые, ананасы, личжи и др., в более сев. р-нах персики, яблоки, абрикосы, хурму и т.д. Почти повсеместно распространены кукуруза, батат, бобовые, овощи. Животноводство дает кит. крестьянам живую тягловую силу (бык на С., буйвол на Ю.) и продукты питания, в основном мясо (разводят К. также свиней, уток, кур и т.д.).

Развиты различные виды как хоз.-бытовых ремесел (ткачество, гончарство, плотничество, плетение и т.д.), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лаки, парча, вышивки и т.д.); славится кит. фарфор. За годы нар. власти при помощи СССР и др. социалистич. стран в Китае созданы новые отрасли пром-сти (автомобильная, тракторная, авиационная и т.д.), построены новые крупные пром. предприятия, реконструированы старые. На протяжении многовековой истории К. создали богатую материальную и духовную культуру (см. также ст. Китай).

Лит.: Линь Яо-хуа, Чебоксаров Н. H., Хозяйственно-культурные типы Китая, в кн.: Восточно-азиатский этнографический сб., в. 2, М., 1961; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Чебоксаров Н. H. и У Жукан, О непрерывности развития физического типа, хозяйственной деятельности и культуры людей древнего каменного века на территории Китая, "СЭ", 1959, No 4; Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958; Лю Ши-ци, География сельского хозяйства Китая, пер. с кит., М., 1957; Руа К., Ключи к Китаю, пер. с франц., М., 1954; Георгиевский С. М., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Васильев В., Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Creel H. G., Studies in early Chinese culture, Balt., 1948; Latourette K. S., The Chinese. Their history and culture, 3 ed., N. Y., 1957; Winfield G. F., China. The land and the people, N. Y., 1950.

H. H. Чебоксаров. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое китайцы
Значение слова китайцы
Что означает китайцы
Толкование слова китайцы
Определение термина китайцы
kitaycy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):