Художественная энциклопедия - стенные росписи
Связанные словари
Стенные росписи
В период средневековья проникнутые высокой одухотворённостью росписи, располагавшиеся на стенах храмов в строго каноническом порядке и, как правило, композиционно соответствовавшие основным архитектурным членениям интерьера, стали одним из важнейших видов монументального искусства в Византии, Грузии, на Балканах, в Древней Руси. К ранним образцам древнерусских стенных росписей относятся фрески церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (X-XII вв.); блестящего расцвета искусство древнерусских стенных росписей достигло в XIV-XVI вв., особенно в психологически напряжённых по содержанию и динамичных по технике письма фресках Феофана Грека, в исполненных лиризма и глубокой нравственной силы композициях Рублёва Андрея и Дионисия, отличающихся тонкостью и выразительной ритмичностью линейной манеры, звучностью колорита. В русском искусстве XVII в. яркой декоративностью, свежестью мировосприятия выделяются покрывавшие стены храмов сплошным ковром стенные росписи, создававшиеся в Москве и приволжских городах (Ярославле, Костроме и др.). В Западной Европе экспрессивными, часто напряжённо-драматическими, а иногда наивно-непосредственными фресковыми стенными росписями с характерными для них линеарно-плоскостными композициями, резкими контурами украшались постройки романского стиля; в зданиях в стиле готики, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.
Качественно новый этап развития стенных росписей наступил в эпоху Возрождения: во фресках итальянских художников этого периода (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Веронезе и др.), основывавшихся на математически точной передаче пространства и перспективы, а также пластики человеческого тела, ярко раскрылись возможности, которые дают стенные росписи для создания монументальных образов, проникнутых большими гуманистическими идеалами. Свойственные уже ренессансным росписям тенденции к иллюзорному расширению реального пространства интерьеров значительно усилились в динамичных, исполненных чувственной экзальтации, существующих в тесном единстве со скульптурой и архитектурой стенных росписях барокко, создающих, часто с помощью иллюзионистических эффектов, специфическую, интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. В XVII-XVII вв. стенные росписи в интерьерах светских построек нередко вытеснялись шпалерами, зеркалами, обоями, а клеевая живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В стенных росписях классицизма XVIII начала XIX вв. иллюзорное пространство строго отделено от реального; в них преобладают изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектуры, пейзажа. Некоторые мастера XIX в., вновь обратившиеся к тематическим стенным росписям, пытались использовать наследие раннего итальянского Возрождения (например, немецкие назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству стенных росписей этого периода. Обострённый интерес к стенным росписям испытывали мастера, близкие к "модерну", неоклассицизму и национальноромантическим направлениям конца XIX начала XX вв. (П. Пюви де Шаванн во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, М. А. Врубель, В. М. Васнецов в России и др.), тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным композиционным и колористическим решениям. В современном искусстве капиталистических стран в стенных росписях нередко используются отдельные приёмы декоративной стилизации (М. Шагал во Франции, Р. Тамайо в Мексике и др.); масштабность и эмоциональность художественного языка стенных росписей, возможность выражения в них прогрессивных социальных идей привлекают к ним прогрессивных западных художников (А. Пиццинато в Италии, Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. Сикейрос в Мексике, А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Леже во Франции, Х. Эрни в Швейцарии и др.). Необычайно обогатилась в XX в. техника стенных росписей (например, мексиканские "муралисты" применяют для них новые силиконовые краски).
В СССР развитию искусства стенных росписей способствуют широкий размах строительства, сооружение величественных общественных зданий и комплексов, обострённый интерес советских художников к проблемам синтеза искусств. В 20-40-х гг. в области настенной живописи выступили Ч. Г. Ахмаров, Л. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 50-70-х гг., Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг, О. П. Филатчев и др. Искусство стенных росписей успешно развивается в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский), Румынии (Ш. Сёньи) и других социалистических странах.
Литература: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, (перевод с немецкого, М.), 1934; Л. А. Жадова, Монументальная живопись Мексики, М., 1965; И. Е. Данилова, Итальянская монументальная живопись, М., 1970; В. Н. Лазарев, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Philippot P., Die Wandmalerei, W.-Mьnch., (1972). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)