Словарь книжников и книжности Древней Руси - афанасий высоцкий
Афанасий высоцкий
Вероятнее всего А. был тем игуменом Афанасием, который в 1381–1382 гг. вопросил митрополита Киприана «о некоих потребных вещех», касающихся монастырской жизни, и получил в ответ обширное послание (АИ, т. 1, № 253, с. 474–482; РИБ, т. 6, № 32, стб. 243–270).
Осенью 1382 г. (не ранее октября), когда Дмитрий Донской после нашествия Тохтамыша изгнал из Москвы Киприана, с ним вместе удалился в Киев, а затем в Константинополь, и А. В каком-то константинопольском монастыре он купил себе келью и предался подвигу созерцательного «молчания» (исихии), как сказано в летописи, «поживе в молчании съ святыми старци и тако во старости глубоце преставися, съ миром къ Господу отиде» (см. Летописец Рогожский – ПСРЛ. М., 1965, т. 15, вып. 1, стб. 108). В июне 1392 г. в константинопольском Студийском монастыре Иоанна Предтечи русский инок Сергий «по благословению и по совету» А. написал Сборник поучений и житий, включавший сочинения Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова. Исаака Сирина и др., а завершавшийся статьями «природоведческого» характера («О четырех морях», «О двенадцати ветрах» и т. п.). Сборник этот предназначался писцом Сергием для библиотеки серпуховского Высоцкого монастыря, откуда он, по всей вероятности, вместе с А. и вышел. Отослан же он на Русь был, возможно, вместе с иконами известного Высоцкого чина и грамотой с благословением, доставленными в монастырь от А. его преемнику, игумену Афанасию Младшему (ум. 12 сентября 1395 г.), иеромонахом Виктором (см.: Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. М.; Л., 1951, т. 4, с. 122–131). Сам этот сборник не сохранился; уцелели лишь два сделанных с него в XVI в. списка (ГБЛ, ф. 247, собр. Рогож. кладб., № 562, 1518 г., и ГБЛ, ф. 256, собр. Румянцева, № 360). В послесловии к этому сборнику монах Сергий писал, что митрополит Киприан, возвращаясь на Русь, в Москву (1390 г.), «много моляшеть» А. «дабы пошел на Русь восприяти честная», но тот «не восхоте и рече: «Келия си ми лутше онех честных»».
В 1401 г. в Константинополе же, в монастыре Богородицы Иперивлепто некиим «грешным Афанасием, малейшим в единообразных», был сделан список Церковного устава иерусалимской лавры Саввы Освященного под называнием «Око церковное»; сам этот список тоже не сохранился; к нему восходят две копии XV в.: одна – из Саввина–Сторожевского монастыря (ГБЛ, ф. 256, собр. Румянцева, № 445, 1428 г.), другая – из Троице-Сергиева (Казань, Б-ка Казанского гос. университета, № 4634, 1429 г.). Писец Афанасий писал, явно имея в виду потребности русской богослужебной практики, что, по его мнению, без этой книги «церковное исполнение в неведении, яко в тме, шатается». Самого же его, как он пишет, «рачительство желанием распали к таковей купле труда, аще и не художне сию снискахом». В том, что писец «Ока церковного» – А., заставляет сомневаться ученых место, где он писал, ибо думают, что раз Сергий в 1382 г. писал по бласловению своего старца А. в Студийском монастыре, значит и тот должен был жить и писать только там (Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских..., с. 177). Нет полной уверенности и в том, что А. – не Афанасий Русин, писавший книги на Афоне с начала по 30-е гг. XV в. Тоже не полностью, исключено, что на А. указывает запись в другом списке Церковного устава, пергаменном, конца XIV – начала XV в. «Си типик иеромонаха Афанаси(а). Кратовъца, Радоника попа и матере его» (см.: Строев П. Описание рукописей..., с. 257, № 71; Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876).
В 1697 г. Карион Истомин написал «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (ГБЛ, собр. Ундольского, № 288, л. 83 и сл.). По оценке В. О. Ключевского, биограф «пытался сделать ученый свод всех известий об этом ученике Сергия, подал слишком много простора своим ораторским отступлениям и при скудости источников доверял смутному преданию более, чем следовало ученому биографу»; «Так он с большей уверенностью повторяет ошибочное предание об избрании Афанасия на патриарший престол в Царьграде, о чем Симон Азарьин в предисловии к чудесам Сергия говорит еще нерешительно, с оговорками»; «Вирши, которыми оканчивается житие, с известием, что оно написано в 1697 г., подтверждают догадку, что автор его – известный слагатель вирш Карион Истомин» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 356).
Филарет без достаточных к тому оснований предполагал, что послание патриарха Антония в Псков с обличением стригольников, написано на деле А.
Лит.: Востоков. Описание, с. 516–517; Смирнов С. Преподобный Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии, стб. 66–67. Строев П. Описание рукописей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского монастырей. СПб., 1891, с. 257; Арсений и Иларий. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. т. 1, с. III; Филарет. Обзор, с. 95; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Иванов И. Българското книжовно влияние в Русия при митрополит Киприан (1375–1406) // Изв. на Ин-та за бълг. лит. София, 1958, кн. 6, с. 27, 68–69; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. // ТОДРЛ. Л., 1968, т. 23, с. 176–177, 190–192.
Г. М. Прохоров
Словарь книжников и книжности Древней Руси