Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - андрей юрьевич боголюбский

 

Андрей юрьевич боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. в Боголюбовском замке (см.: Повесть о убиении Андрея Боголюбского). Образ А. Ю. Б. как бесстрашного «храбра» впервые появляется на страницах южнорусской летописи, затем как «царя и князя всея Руси» – в произведениях владимирской литературы 60–70-х гг. XII в.

А. Ю. Б. был инициатором создания программного цикла произведений 1164–1165 гг., который напоминал существовавшую у византийских императоров традицию государственнои церковно-идеологического оформления своих военных побед. В цикл входили Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа, Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа, Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери и Слова на Покров.

Из них А. Ю. Б. несомненно принадлежит Слово о празднике 1 августа (название в рукописях «Слово великаго князя Андрея Боголюбскаго о милости божией»; нач.: «Вседержителя господа бога нашего и человеколюбца милостиваго спаса и пречистыя его матере благодатию, заступающе нас от всех бед и болезней и от всех враг видимых и невидимых, и победу от нея имея на врагы...»). Оно возникло в связи с победой войск А. Ю. Б. в походе 1164 г. против волжских болгар, воспринятой как триумф владимирского княжества и лично ее «царя».

Первая часть Слова – Установление о празднике 1 августа, введенном А. Ю. Б. по примеру византийского императорского праздника 1 августа («Якоже в Костянтине граде уставихом святии отцы и благоверный понтократоръ милости божии и человеколюбию устави, тако и сии праздникъ уставленъ бысть худым и грешным рабом божиим и пречистыя его матере богородица Андреем князем сыном Георгиевым, внуком Манамаховым именем Владимира, царя и князя всея Русии») (об использовании А. Ю. Б. «приватно-самоуничижительных», «царских» этикетных формул см.: Воронин. Археологические заметки).

Вторая часть Слова – благодарственная молитва к спасу и богоматери по случаю введения нового церковно-государственного праздника 1 августа. Упоминавшаяся в прежней литературе Молитва А. Ю. Б. (см.: Воронин Н. Н. О времени и месте включения сочинений Владимира Мономаха в летопись. – В кн.: Историко-археологический сборник к 60-летию А. В. Арциховского. М., 1962, с. 265–271), помещенная в конце сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха, как следует из наблюдений Р. Матьесена, ни Мономаху, ни А. Ю. Б. не принадлежит (см.: Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26).

Слово существует в двух редакциях. Первая датируется 1164 г. (см.: Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 10, примеч. 47), известна в единичных списках Пролога (БАН, 33.16.11, XVI в.; ИРЛИ, ком. Перетца, № 80, 1595 г.; ГБЛ, ф. 354, Волог. собр., № 22, XVII в.), включает Установление о празднике 1 августа и благодарственную молитву. Вторая редакция, изданная И. Е. Забелиным, – компилятивная; она объединяет краткую редакцию не принадлежащего А. Ю. Б. написанного позже Сказания о победе 1164 г. и первоначальную редакцию Слова; ее созданию способствовало тематическое единство названных произведений. Она возникла не ранее XIII – нач. XIV в., встречается обычно в сборниках смешанного состава (ГИМ, собр. Забелина, № 369; ЦГАДА, собр. Мазурина, оп. 1, № 637; Яросл. гос. музей-запов., № 15686 (498) и др.).

Изд.: Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91; Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983, вып. 1, с. 75–84.

Лит.: Погодин М. П. Князь Андрей Боголюбский. – ЖМНП. 1849, ч. 63, отд. 2, с. 145–185; ч. 64, отд. 2, с. 181–210; Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 224–225; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 374–375, примеч. 3; Воронин Н. Н. 1) Археологические заметки. – Кратк. сообщ. Ин-та ист. Матер. культ., 1956, вып. 62, с. 17–32; 2) Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского». – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976, с. 28–43: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960, с. 232–249; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972, с. 130–131; Филипповский Г. Ю. Жанры историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. канд. дис. М., 1979.

Г. Ю. Филипповский

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое андрей юрьевич боголюбский
Значение слова андрей юрьевич боголюбский
Что означает андрей юрьевич боголюбский
Толкование слова андрей юрьевич боголюбский
Определение термина андрей юрьевич боголюбский
andrey yurevich bogolyubskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):