Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский

 

Антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский

Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник». Скудные биографические сведения о нем имеются в НIЛ: под 1211 г. упоминается, что Добрыня привез из Константинополя «гроб господень» (?) и постригся в Хутынском монастыре, после чего был поставлен архиепископом. В 1219 г. его сменил на престоле изгнанный прежде архиепископ Митрофан, а А. стал епископом в Перемышле. В 1225–1228 гг. А. вновь архиепископ новгородский, но затем заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где и умирает 8 октября (сведения о годах жизни и священстве А. в погодных статьях и в статье 1232 г. НIЛ, где подводится итог его, деятельности, расходятся).

«Книга Паломник», известная в двух редакциях, повествует о святынях и достопримечательностях византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 г., поэтому исследователи полагают, что путешествие Добрыни в Константинополь произошло в 1200 г. Обе редакции «Книги Паломник» – авторские. В первой из них нет упоминания о латинянах; вторая, отрывочная, завершается известием о разграблении царьградских святынь латинянами. Для «книги» характерна лаконичность изложения, обилие легенд, восходящих к устным преданиям.

В рукописных сборниках «книга» нередко соседствует с Хождением Даниила игумена. Все сохранившиеся 9 списков – позднего происхождения (XVI–XVII вв.) и дают весьма гипотетическое представление о первоначальном тексте. X. М. Лопарев предложил реконструкцию текста исходя из топографии Константинополя; он считал, что А. совершил два хождения – одно до захвата Константинополя крестоносцами, другое после него. Историки Византии давно оценили памятник как источник для изучения русско-византийских связей нач. XIII в., ретроспективно касающийся и более раннего периода взаимоотношений Руси и Византии (например, даров кн. Ольги, посольства волынского князя Романа и др.).

Изд.: Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова, СПб., 1872, стб. 13–54, 55–174; Срезневский. Сведения и заметки, № 60, с. 340–352; латинский и французский переводы по изданиям Савваитова и Срезневского: Liber qui dicitur Peregrinus, seu Descriptio ss. locorum Ceesareae civitatis. – In: Exuviae sacrae Constantinopolitanae; fasciculus documentorum minorum ad byzantina lipsana in Occidentem seeculo XIII translata spectantium et historiam quarti belli sacri imperiique gallograeci illustrantium. Genevae, 1878, 2, p. 218–230 (лат. пер.); Antoine archev. de Novgorod. Le livre du pélerin. – In: Itineraires russes en Orient / Trad. pour la Société de 1’Orient Latin par M-me B. de Khitrowo. Genève, 1889, 1, p. 87–111 (фр. пер.); Лопарев X. М. 1) Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского. – Библиограф, 1888, № 12, с. 380–392; 2) Описание рукописей имп. ОЛДП. СПб., 1893, ч. 2, с. 385–388; 3) Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под редакцией X. М. Лопарева. – ППС. 1899, вып. 51, с. 1–39, 71–94; Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского. – В кн.: Византийские очерки. М., 1977, с. 225–235.

Лит.: Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. Б. м., б. г.; Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. И. Савваитова. СПб., 1872; Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. – СОРЯС, 1890, т. 51, № 4, с. 3–11; Яцимирский А. И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 223–264; Айналов Д. В. 1) Дар святой Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. – Тр. Археол. съезда в Харькове. М., 1905, т. 3, с. 1–4; 2) Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца. – ЖМНП, 1906, июнь, с. 233–276; 1908, ноябрь, с. 81–106; 3) Два примечания к тексту Антония Новгородского. – В кн.: Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1912, с. 181–186; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934, с. 84–85; 88 и др.; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1. Литература XI – нач. XIII в., гл. VIII, с. 373–374; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1970, № 363, с. 64–95; Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского: (К изучению текста). – ТОДРЛ, 1974, т. 29, с. 178–185.

Доп.: Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 213–221, 413, 449–450.

О. А. Белоброва

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский
Значение слова антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский
Что означает антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский
Толкование слова антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский
Определение термина антоний (добрыня ядрейкович) архиепископ новгородский
antoniy (dobrynya yadreykovich) arhiepiskop novgorodskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):