Словарь книжников и книжности Древней Руси - арсений епископ тверской
Арсений епископ тверской
В 1406 г. «замышлением епископа Тферьскаго» был создан древнейший из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика (ГПБ, Q.п.I.31), содержащий названную по имени А. «Арсеньевскую» его редакцию (известно 26 ее списков). А. А. Шахматов полагает, что эта редакция была создана независимо от реконструируемой Основной, хотя создатель ее руководствовался той же целью: «положив в основание Патерика сочинения Симона и Поликарпа, дополнить их статьями однородного содержания» (Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС, 1897, кн. 3, т. 2, с. 836–837). Арсеньевской редакции свойствен также ряд особенностей состава, композиции и содержания, некоторые части Патерика в ней опущены, некоторые переставлены, некоторые заменены. В частности, опущены некоторые фрагменты Жития Феодосия Печерского, эпистолярная часть Посланий Симона и Поликарпа, Житие иконописца Олимпия; место рассказов о затворниках Никите и Лаврентии заняли повествования о целителе Агапите и чудотворце Григории, людях социально активных. В целом памятник стал более жанрово-однородным, более «общерусским» (менее «местным» киево-печерским) и отразил, как считают, новый нравственный идеал эпохи, сочетавший монашескую созерцательность с энергичной общественной деятельностью (см.: Патерик Киево-Печерский).
А. умер, очевидно, после инсульта («поболев главою»), разбитый параличом и потерявший дар речи. Похоронен в основанном им Желтиковом монастыре. Его смерти и погребению посвящен летописный рассказ, древнейший вид которого сохранился в списке второй половины XV в. в составе второй подборки летописного материала в рукописи ГПБ, F.IV.603 (от этого текста зависит повествование летописей Новгородской IV и Авраамки, летописных подборок в сборниках ГБЛ, собр. Фадеева, № 24 и ГПБ, собр. Погодина, № 1596, а также позднейших летописей). Поэтические места этого рассказа (о параличе, смерти и погребении) стилистически родственны Слову о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского и произведениям, надписанным именем Епифания Премудрого, в первую очередь Житию Стефана Пермского.
В 1483 г. были открыты мощи А. и установлено местное празднование его памяти. По благословению тверского епископа Вассиана инок Желтикова монастыря Феодосий написал Службу А. (канон, стихиры и, очевидно, молитву; см. Сборники служб середины XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, и ГБЛ, собр. Лукешевича, № 56, где указано имя автора – Феодосия), а также, вероятно, Житие Арсения. В каноне об А., в частности, говорится: «Благородием высок и благодушием изящен, разума мудростию удивлен бысть»; автор просит Христа, вняв молитвам А., помочь христианам в борьбе с варварами: «...молитвами твоего угодника жизнь умири всем, Слове, христианом, пособствуя на варвары...» (ГБЛ, ф. 310, № 104, XVI–XVII вв., л. 90). В XVII в. по благословению патриарха Никона при тверском архиепископе Лаврентии было постановлено праздновать день перенесения мощей А. (2 июля) и в 1655 г. была написана служба для этого праздника, а к Житию А. приложено Похвальное слово.
Лит.: Успенский В., Целепи Л. Святый Арсений, епископ Тверский (Выпись из Царственного летописца). Град св. Петра, 1903; Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского // Твер. епарх. вед., 1904, № 3, с. 77–81, № 7, с. 251–262; Виноградов И. А. Святой Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // Вестн. МГУ, Сер. 9. Филол., 1983, № 2, с. 3–11.
Е. Л. Конявская, Г. М. Прохоров
Словарь книжников и книжности Древней Руси