Словарь книжников и книжности Древней Руси - досифей топорков
Досифей топорков
Если справедлива гипотеза А. Д. Седельникова, развитая и уточненная Б. М. Клоссом, то ранней из известных нам работ Д. Т. окажется Хронограф Русский. А. Д. Седельников предполагал, что Д. Т. выступал как редактор одной из переделок Хронографа, которую мы знаем как редакцию 1512 г. Но после того как О. В. Творогов и Б. М. Клосс доказали, что эта редакция и есть первоначальная редакция памятника, стало возможным говорить о Д. Т. как составителе Русского хронографа, над которым он работал, по предположению Б. М. Клосса, в 1516–1522 гг. Характеризуя этот памятник, О. В. Творогов отмечает «необычайную эрудицию составителя Хронографа, его неутомимость в разыскании и подборе источников и высокое литературное мастерство, позволившее создать на их основе повествование безупречной композиции и – насколько это оказалось возможным – даже единого стиля» (Творогов. Древнерусские хронографы, с. 187). Свою непосредственную связь с иосифлянством автор Хронографа отметил в предисловии – в «Изложении о вере», мысли и выражения из которого были использованы им на суде против Вассиана Патрикеева (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 762–763). С деятельностью Д. Т. по составлению Русского хронографа следует связывать упоминания в описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. о списках в «переводе» Д. книги Бытия и «Криницы» (какой-то хронографической компиляции типа Хроники Георгия Амартола). По мнению А. Д. Седельникова (там же, с. 768), слово «перевод» надо воспринимать как «текстуальную справу», но проводимую шире и свободнее стилистически.
В 1528–1529 гг. Д. Т. по поручению архиепископа новгородского Макария работал по исправлению перевода патерика Синайского. Некоторые списки патерика сохранили приписку Д. Т., в которой он называет себя «Досифеос Осифитие». По мнению И. М. Смирнова, Д. Т. не занимался правкой текста в соответствии с греческим оригиналом, а делал пересказ патеричных повестей в более доступной форме для древнерусского читателя (Смирнов. Материалы..., с. 189). Текст патерика, правленный Д. Т., был включен в Великие Минеи Четии под 30 июня. В дальнейшем опыт работы над Синайским патериком Д. Т. использовал в своем собственном сочинении – Патерике Волоколамском, предисловие которого имеет много совпадений с послесловием в Патерике Синайском (там же, с. 179). А. Д. Седельников не без оснований склонен считать «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии от землетрясения в 1542 г.» записью устного рассказа, сделанной Д. Т. или по крайней мере по его инициативе (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773). «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии» не издано (рук. ГБЛ, собр. Музейное, № 1257, л. 425–428). Последними литературными трудами Д. Т., написанными примерно в 1545–1546 гг., являются Волоколамский патерик («Сказание о русских пустынножителях») и «Слово надгробное» Иосифу Волоцкому. Краткое «Слово надгробное» содержит редкие биографические сведения об Иосифе Волоцком, однако автор не всегда точен (Ключевский. Древнерусские жития, с. 292).
А. Д. Седельников (Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773) считает, что главной идеей в творчестве Д. была идея провиденциализма, которая связывает между собой наиболее значительные произведения этого автора – Хронограф и Волоколамский патерик.
Изд.: Слово надгробное Иосифу Волоцкому / Изд. К. И. Невоструевым. М., 1865 (отд. отт. из ЧОЛДП); Волоколамский патерик. Сергиев Посад, 1915 (Семинарий по древнерусской литературе Московских женских курсов, № 5); ПСРЛ. СПб., 1911, т. 22, ч. 1 (Русский хронограф: Хронограф редакции 1512 г.); Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 296–297.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 293–295; Смирнов И. Материалы для характеристики книжной деятельности всероссийского митрополита Макария // БВ, 1916, № 5, с. 163–189, № 6, с. 275–291; Седельников А. Д. Досифей Топорков и Хронограф // Изв. АН СССР. Сер. 7. Л., 1929, № 9, с. 755–773; Творогов О. В. 1) К истории жанра хронографа // ТОДРЛ. Л., 1972, т. 27, с. 203–220; 2) Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 31–43, 160–194, 205–207; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980, с. 168–169.
Р. П. Дмитриева
Словарь книжников и книжности Древней Руси