Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - ефрем епископ переяславля южного

 

Ефрем епископ переяславля южного

Ефрем (XI в.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор цикла сочинений, посвященных Николаю Мирликийскому. Биографические сведения о Е. содержатся в Житии Феодосия Печерского (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) и Повести временных лет. Как сообщает житие, в пещеру к Антонию, Никону и Феодосию Печерскому пришел, желая постричься в монахи, «каженик» (скопец) «от княжа дома, иже бе любим князем и предръжа у него вся». Антоний постриг его и дал ему имя Е. Некоторое время спустя Е. отправился в Константинополь «и ту живяше в едином манастыри» (по предположению арх. Леонида – с 1055 до 1082 г.). К нему посылал Феодосии Печерский с просьбой переписать и прислать на Русь монастырский устав, принятый в константинопольском Студийском монастыре. Позднее Е. вернулся на Русь и был поставлен епископом в Переяславле Южном. В Повести временных лет (в статье 1089 г.) рассказывается об активной строительной деятельности Е. в Переяславле и описывается внешность епископа: «бе скопец, высок телом». В статье 1091 г. упоминается присутствие Е. при перенесении мощей Феодосия Печерского. Без достаточных оснований архимандрит Леонид предположил, что в 1091–1096 гг. Е. был киевским митрополитом.

Несмотря на скудость биографических данных о Е., Леонид считал его переводчиком так называемого иного жития Николая Мирликийского, а также составителем сказания о посмертных чудесах святого; при этом некоторые чудеса, по предположению Леонида, были написаны самим Е. (об этих произведениях см. Житие Николая Мирликийского). Он атрибутировал Е. также «Слово похвальное на пренесение мощей Николая Мирликийского» (нач.: «Се наста, братие, светлое празднество предивнаго отца нашего Николы...») и другие «слова» на ту же тему (нач.: «Присно убо должни есмы, братие, праздникы божия творяще в честь держати...»). Эти похвальные слова известны в рукописях XIV в.

Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского входило в состав старопечатных изданий: Службы и житие Николая Чудотворца. М., 1640 (переиздания 1641 и 1643 гг.); Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. М., 1662 (переиздания 1678, 1688, 1694 и 1699 гг.).

Изд.: Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881 (ПДП, № 19); Леонид, архим. 1) Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследования двух памятников древней русской письменности XI в. СПб., 1881 (на обложке – 1882), с. 97–170 (ПДП, № 34); 2) Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мир-Ликийского Чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 9). СПб., 1888 (ПДПИ, № 72).

Лит.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913.

О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ефрем епископ переяславля южного
Значение слова ефрем епископ переяславля южного
Что означает ефрем епископ переяславля южного
Толкование слова ефрем епископ переяславля южного
Определение термина ефрем епископ переяславля южного
efrem episkop pereyaslavlya yuzhnogo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):