Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - ермолин василий дмитриевич

 

Ермолин василий дмитриевич

Ермолин Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.) – московский купец и строительный подрядчик, вероятно, также архитектор и скульптор; автор послания, возможно, был причастен к летописанию. Богатый купеческий род Ермолиных (ведший свою генеалогию от некоего Васки, возможно, пришедшего в Москву из Западной Руси) был связан свойством с боярским родом Сорокоумовых-Глебовых; на дочери Е. был женат представитель этого рода Дмитрий Бобр. Сохранились документы о земельных владениях Е., проданных им в 60-х гг. XV в. своему зятю. Земельные акты, связанные с Е., см.: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952, т. 1, № 334–335. Связаны были Ермолины и с Троице-Сергиевым монастырем, где постригся дед Е. Ермола (в иночестве Ефрем) и его отец Дмитрий (Дионисий). В Житии Сергия Радонежского отец Е. Дмитрий упоминается как человек «многоречист и пресловущ в беседе, бе бо умея глаголати русски, гречески, половецки», хотя и недостаточно благочестивый и проникнутый «духом хулным» (действию «блудного беса» подвергался, согласно житию, и дед Е.). Образованность отца унаследовал и Е. Ему принадлежит, очевидно, «Послание от друга к другу», в котором «Василий Дмитриев Ермолич» отвечает западнорусскому любителю церковной письменности, писарю польского короля Казимира IV, «пану Иакову», просившему Е. прислать ему Пролог («прилог») с «осмогласником». Е. отвечал, что подобные книги имеются в продаже в большом количестве, но текст их содержится в различных сборниках, а не под единым переплетом, как хотелось бы адресату; он предлагает Иакову прислать бумагу и денег, чтобы нужная книга была изготовлена «доброписцами» «с добрых списков».

Наиболее известным литературным памятником, связанным с Е., является Летопись Ермолинская. На протяжении 6970 (1462) – 6980 (1472) гг. эта летопись содержит известия о строительной деятельности Е. (отсюда и название летописи, данное ей А. А. Шахматовым) – см.: ПСРЛ, СПб., 1910, т. 23, с. 157–160. Однако известия о Е. были добавлены к оригиналу Ермолинской летописи, доходившему до 1481 г.; следовательно, они были сделаны не ранее этого года. Известия о Е. не были продолжены далее 1472 г., видимо, потому, что в 1472 г. его строительная деятельность прервалась – может быть, в связи с «прею» (ссорой) между Е. и представителем боярского рода Ховриных Иваном Головой в начале их совместной работы по строительству Успенского собора; Е. вынужден был «отступитися всего наряда». Из более ранних работ Е. в летописи упоминается строительство Афанасьевской церкви на Фроловских воротах Кремля и «городной» (кремлевской) стены в 1462 г., обновление кремлевской церкви Вознесения в 1467 г. (об этой работе Е. сообщают и другие летописи), строительство каменной трапезы в Троице-Сергиевом монастыре и двух церквей во Владимире (одной на Золотых воротах) в 1469 г., а также перестройка «резаной на камне» церкви в Юрьеве-Польском в 1471 г. Но наиболее, пожалуй, интересно участие Е. в 1464–1466 гг. в создании каменных скульптур св. Георгия (частично сохранились) и св. Дмитрия на Фроловских воротах Кремля; в связи с этим Е. обычно считается виднейшим русским скульптором XV в. (предположительно ему приписывается и барельефная икона Одигитрии в поварне Троице-Сергиева монастыря).

Обстоятельства создания особого списка летописи, включающего известия о деятельности Е., неизвестны – он мог быть заказан им самим после окончания его трудов или кем-либо из близких в его память.

Изд.: Седельников А. Д. «Послание от друга к другу» и западнорусская книжность XV в. // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд. гуманит. наук. Л., 1930, № 4, с. 223–225.

Лит.: Шахматов А. А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904 (отд. отт. из ИОРЯС, 1903, т. 8, кн. 4, с. 6–8); Соболев Н. Н. Русский зодчий XV в. Василий Дмитриевич Ермолин // Старая Москва. М., 1914, вып. 2, с. 16–23; Олсуфьев Ю. А. Три доклада по изучению памятников искусства Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1927, с. 33–40; Воронин Н. Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 14, с. 573–575; Черепнин Л. В. Из истории еретических движений на Руси в XIV–XV вв. // Вопр. ист. рел. и атеизма. М., 1959, сб. 7, с. 280–283; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 329, 445; Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XV в. Л., 1976, с. 172–173; Выголов В. П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985, с. 5–38.

Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ермолин василий дмитриевич
Значение слова ермолин василий дмитриевич
Что означает ермолин василий дмитриевич
Толкование слова ермолин василий дмитриевич
Определение термина ермолин василий дмитриевич
ermolin vasiliy dmitrievich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):