Словарь книжников и книжности Древней Руси - геннадий основатель спасо-геннадиева монастыря
Геннадий основатель спасо-геннадиева монастыря
Два независимых друг от друга источника свидетельствуют о том, что Г. был неграмотным. Это, во-первых, Житие Корнилия Комельского, содержащее несколько отличающийся от Жития Г. рассказ об основании Геннадиева монастыря. Когда Г. пожелал уйти в пустынь «наедине безмолствовати», рассказывает Житие Корнилия, старец не хотел отпускать своего ученика: «Не можешы места того строити, безкнижну ти сущу» (БАН, Арханг. собр., Д. 235, л. 298–298 об.). Во-вторых, в наставлениях о том, как изображать костромских чудотворцев – Пахомия Нерехтского (см. Житие Пахомия Нерехтского) и Г. (эти наставления следуют в рукописях за службой Пахомию), сказано: «Бе бо Генадей не умеяше грамоте» (БАН, 17.5.30, л. 16). Из этих сообщений В. О. Ключевский заключает, что духовное завещание святого («Наказание и поучение к братии и к людем»), полностью включенное в Житие Г., было им продиктовано (Ключевский. Древнерусские жития, с. 303). «Наказание» Г. содержит традиционные для памятников этого жанра призывы к братии стяжать иноческие добродетели. Будучи сам неграмотен, игумен рекомендует инокам приумножать монастырскую библиотеку. Филарет без достаточных оснований приписал Г. «Поучение святых отец к новопостриженным инокам» (Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковию или местно. 3-е изд. Январь – апрель, с. 100; опубл. в кн.: [Невоструев К. И.] Древнерусские поучения и послания об иноческой жизни. Харьков, 1862, с. 57–75 (отд. отт. из журн. «Духовный вестник» за 1862 г.)). Столь же произвольна догадка Н. Петрова о том, что Валаамская беседа написана Адрианом, игуменом Андросовской пустыни на Ладожском озере, и Г.
Изд.: Жития святых Российской церкви. Также иверских и славянских: Месяц январь. СПб., 1857, с. 400–402 (пер. на рус. яз.); Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1873, ч. неофиц., № 24, с. 193–194 (с подновлением языка); Святые угодники божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879, с. 16–17 (пер. на рус. яз.); Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковию или местно: январь – апрель. 3-е изд. СПб., 1882, с. 105–107 (пер. на рус. яз.); Служба и акафист преподобному отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1888, с. 47–56 2-го сч. (с подновлением языка); Житие преподобного отца нашего Геннадия Костромского. М., 1904, с. 12–14 (пер. на рус. яз.).
Лит.: Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякаго чина святых / Изд. М. В. Толстой. М., 1887, с. 196–197; Петров Н. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев // Филол. зап., 1905, вып. 3–4, с. 1–36; вып. 5–6, с. 37–54; РБС. М., 1914, с. 395–396 (Гааг – Гербель).
См. также лит. к ст. Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря.
Т. В. Буланина
Словарь книжников и книжности Древней Руси