Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - иннокентий охлябинин (вологодский)

 

Иннокентий охлябинин (вологодский)

Иннокентий Охлябинин (Вологодский) (XV–XVI вв.) – основатель Комельского монастыря, автор «Завета». И. О. был учеником Нила Сорского, монахом из московского рода князей Охлябининых. Вместе с Нилом Сорским во второй половине XV в. путешествовал на Балканы, жил в Константинополе и на Афоне, вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, затем следом за Нилом ушел оттуда в основанную тем пустынь на р.

Соре. В 1491 г. по воле старца Нила в Комельском районе Вологодской области, на р. Еде, И. О. основал Спасо-Преображенский монастырь, получивший впоследствии название Иннокентиева и Комельского, где и умер и был похоронен. В его житии, написанном, по-видимому, в XVII в. (Список XVII в. – ГПБ, собр. Погодина, № 1582, л. 98), говорится, что, хороня его, на его могилу положили камень, на котором написали год, месяц и день его смерти, и дата эта указывается как 19 марта 6999 (1491) г.

, что невероятно, так как известно, что И. О. пережил Нила Сорского, скончавшегося в 1508 г. «Такоже и образ подобия его братия написаша» – очевидно, этот образ хранился в монастыре. Говорится также, что в монастыре сохранялось «писаниа не мало о преподобнем Инокентии», но все сгорело при нашествии «на Рускую землю, на пределы Вологоцкия» казанских татар.

Самим И. О. написан «Завет», т. е. завещание (нач.: «Се аз убогий инок Инокентие...»), обращенное к братии «пустыни сей нашей». Он просит братию жить дружно, мирно, не принимать и не постригать юных и безбородых, женского пола в пустыню не пускать, «пиянственного пития» не держать, а в остальном – речь идет «о молитве и о пении, како питатися и когда подобает исходити потребы ради... и о рукоделии и о прочем...» – руководствоваться правилами «господина нашего и учителя моего старца Нила».

Далее он делает распоряжение «О церкви», а именно говорит, что если иноки «в пустыни нашей» надумают ставить церковь, то пусть она будет во имя третьего обретения главы Иоанна Предтечи, «сей бо есть великий Иоанн наставник всем иноком и пустынножителем». В главке «О самочинникох» он велит тех, кто станет жить не по божественным заповедям, написанию старца Нила и его собственному писанию, сначала наказывать, а затем изгонять, а если они захотят вернуться и жить как следует – принимать назад.

В заключительном разделе «О келиях», он пишет, что брат, уходящий из пустыни, теряет всякие права на свою келью и не может ее ни продать, ни передать другому, и если возвратится, получит ту келью, какую ему назначат настоятель и братия; в их владение переходят и кельи умерших; запрещается торговать и меняться кельями, «но кыйждо в своих келиах живет».

Перу И. О. принадлежит по всей видимости также тропарь, кондак и икос преподобному Нилу Сорскому. При этом любопытно, что следом за икосом идет пояснение содержащихся в нем уподоблений старца Нила финику и лозе: житие праведных в сем мире жестко, как дерево финик, плоды же его сладки, как плоды финика; а вино учения, как виноградное вино, укрепляет наши сердца.

Изд.: Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. СПб., 1882, ч. 1, с. 15–16, 96–98; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882, с. 45–46, примеч. 116, прилож. III, с. 14–16.

Г.

М. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иннокентий охлябинин (вологодский)
Значение слова иннокентий охлябинин (вологодский)
Что означает иннокентий охлябинин (вологодский)
Толкование слова иннокентий охлябинин (вологодский)
Определение термина иннокентий охлябинин (вологодский)
innokentiy ohlyabinin (vologodskiy) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):