Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - иона думин

 

Иона думин

Иона Думин (ум. до 1616 г.) – митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и книголюб. Пострижен Тверским епископом Захарием, не позднее 31 мая 1584 г. стал архимандритом владимирского Рождественского монастыря (ПСРЛ. М., 1965, т. 29, с. 222), с 1589 г. – архиепископ Вологодский и Великопермский (хиротонисан после мая 1588 г.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 731). В митрополиты Ростовские и Ярославские возведен в 1603 г.: время поставления ограничено, с одной стороны, 12 февраля, когда его предшественник Варлаам был немощен, но еще жив (Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря: (Из архива Саратовской архивной комиссии) // Тр. Сарат. уч. архивн. комиссии. Саратов, 1914, вып. 31, с. 11), а возможно 24 марта, когда Варлаам был «в синодики написан» (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Зап. Отд. рус. и славян. археол. имп. Археол. о-ва. СПб., 1851, т. 1, отд. 3, с. 74), и, с другой стороны, 25 июля (запись на Толковом Апостоле: Образцы славяно-русского древлеписания, издаваемые профессором Погодиным. М., 1841, тетр. II, № 12). Вскоре, однако, И. Д. удалился на покой в Рождественский монастырь, откуда он начинал свою карьеру – между 29 июня 1604 г. (Акты Юридические. СПб., 1838, с. 408) и 18 марта 1605 г. (Строев П. М. Списки иерархов..., стб. 333). Запись на Евангелии 1616 г., которое начали переписывать по повелению И. Д. в 1607 г., отличается от стандартных записей на его книгах – можно думать, что к этому времени его уже не было в живых. Та же запись показывает ошибочность данных Вычегодско-Вымской летописи, датирующей смерть И. Д. 1604 (7112) г. (Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958, вып. 4, с. 268). Откуда взята точная дата смерти И. Д. (7 марта 1608 г.) автором статьи о нем в РБС, неизвестно (РБС, «Ибак – Ключарев». СПб., 1897, с. 316). И. Д. принимал активное участие в церковно-политической жизни своего времени. К нему благоволил Борис Годунов (Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 104–106); согласно Новому летописцу он доносил патриарху Иову о преступных замыслах Григория Отрепьева, будущего самозванца.

Перу И. Д. принадлежит особая, наиболее пространная редакция Повести о житии Александра Невского, написанная в 1591 г. Основными источниками редакции И. Д. являются Похвальное слово Александру Невскому и его житие из Степенной книги (М. Н. Сперанский отметил влияние стиля Степенной книги на сочинение И. Д.); И. Д. пользовался также другими источниками, в частности, рядом статей из 7-й степени Степенной книги и летописными известиями. К житию присоединено описание трех чудес (первое из них датировано 1572 г.), очевидцем которых называет себя автор. В некоторых списках за послесловием помещается еще одно чудо (датировано 1572 г.) – видение, рассказанное автору Антонием, иноком Владимирского Рождественского монастыря; очевидно, это чудо включено в списки жития или самим И. Д., или позднейшим переписчиком. К числу особенностей редакции И. Д. относится манера вести рассказ от лица древних агиографов, сочинениями которых автор пользуется. Редакция И. Д. сохранилась в значительном количестве списков, в том числе в списке Степенной книги, вложенном И. Д. в Рождественский монастырь (ЦГАДА, ф. 381, № 346); сокращение редакции И. Д. произведено в XVII в. архимандритом Рождественского монастыря Викентием.

В литературе отмечены 22 рукописи, написанные по заказу И. Д.; о нескольких сохранились косвенные данные. Одна из этих 22 рукописей – список Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея 1592 г., хранящийся в Костроме – была обнаружена совсем недавно (см. выступление Т. В. Николаевой в кн.: Тихомировские чтения 1970 г.: Матер. науч. конф., посвящ. опыту организации археогр. экспед. в РСФСР. М., 1970, с. 109). К учтенным в литературе нужно добавить еще три списка Устава (указаны Я. Г. Солодкиным и Б. А. Градовой): ГПБ, собр. Погодина, № 282 (запись частично затерта), № 285 (запись на л. 1–84), № 296 (имя И. Д. в записях утрачено, принадлежность ему рукописи выясняется при сравнении их формуляра с формуляром других записей вологодского архиепископа). Большая часть этих рукописей вложена заказчиком во владимирский Рождественский монастырь, о чем сообщают пространные вкладные записи. Рукописи И. Д. – это четьи книги; во вкладных И. Д. отмечает, что та или иная книга «писана не с единого списка, но с различных добрых переводов». Рукописи И. пользовались авторитетом; по его списку Толковой Псалтири в переводе Максима Грека (ГИМ, собр. Хлудова, № 4А) памятник был издан в конце XIX в. единоверцами (в издании воспроизведена и запись И.: Толковая Псалтирь. М., 1897, л. 1041). Особо следует отметить, что И. Д. является создателем нового собрания сочинений Максима Грека; список этого собрания (сохранился в двух переплетах: ГБЛ, ф. 98, собр. Егорова, № 869; ГИМ, собр. Уварова, № 310) И. Д. вложил в Рождественский монастырь. Всего он пожертвовал книг в эту обитель на сумму 200 рублей. В одном из экземпляров Триоди цветной 1591 г. сохранилось еще одно любопытное свидетельство о культурной деятельности И. Д.: в 1593 г. он отправил в Вологду 200 экземпляров печатной Триоди (постной и цветной) для распределения по церквам.

Изд.: Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДПИ, т. 180), Приложение, с. 49–125.

Лит.: Артемьев А. Разгадка старинной анаграммы, помещенной в послесловии к Житию св. Александра Невского // Зап. имп. Археол. о-ва. Т. 4. Перечень заседаний. СПб., 1851, с. 140–143; [Муравьев А. Н.]. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858, [т. 1], с. 207, 246, 294; Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890, с. 63–64; Серебрянский. Княжеские жития, с. 218–222; Сперанский М. Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960, с. 192–197; Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. М., 1968, с. 332; Покровский Н. Н. 1) Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971, с. 17–18; 2) Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека // ТОДРЛ. Л., 1981, т. 36, с. 80–89; Флоря Б. И. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972, с. 57–59; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977, с. 48, примеч. 48, 264–265; Буланин Д. М. 1) Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980, с. 174–180; 2) Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // ТОДРЛ, т. 36, с. 73–74, 77–78; 3) Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984, с. 232–233.

Доп.: Серов Д. О. Юрьевская Степенная книга и ее автор // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987, с. 117, примеч. 18.

Д. М. Буланин

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иона думин
Значение слова иона думин
Что означает иона думин
Толкование слова иона думин
Определение термина иона думин
iona dumin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):