Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - исаак (исак) собака

 

Исаак (исак) собака

Исаак (Исак) Собака (конец XV – первая пол. XVI в.) –архимандрит Симонова, затем Чудова монастыря, профессиональный книгописец. С конца XV в. он наряду с Михаилом Медоварцевым известен как выдающийся мастер по переписыванию и оформлению книг, который нередко выполнял заказы для высокопоставленных лиц, в том числе и для самого великого князя.

Сотрудничество с Максимом Греком оказало решающее влияние на известность и дальнейшую судьбу И. С. Биографических сведений о нем до 1531 г. не сохранилось. В 1531 г. он был привлечен к суду над Максимом Греком как один из его соучастников. Сотрудничество его заключалось в переписывании книг, переведенных Максимом Греком. На суде ему было предъявлено обвинение в переписывании Кормчей Вассиана Патрикеева и Жития Богородицы Симеона Метафраста, переведенного Максимом Греком, в которых, по мнению участников собора, содержались «хульные» строки. Об этом факте Максим Грек сообщил следующим образом: «А Исак Собака то житие списал князю Васьяну старцу, да и правила Васьяновы. И Васьян то житие и правила Исакова Собакина писма дал великому князю, и ныне то житие и правила у великого князя в казне» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки, с. 100–101). Эти книги были взяты из казны и представлены на суде. Н. В. Синицына установила, что Кормчая редакции Вассиана Патрикеева в рукописи ГБЛ, собр. Пискарева, № 39 является теми самыми «правилами Васьяновыми», переписанными И. С., о которых говорится в судном списке Максима Грека (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки, раздел «Иллюстрации», с. 1). Приговором собора 1531 г. он был осужден, отлучен от церкви и отправлен в заточение в новгородский Юрьев монастырь. Новый митрополит Иоасаф, противник митрополита Даниила, когда пришел к власти в 1539 г., пренебрегая соборным отлучением, поставил И. С. сначала дьяконом, затем священником, и наконец архимандритом Симонова монастыря. В 1545–1548 гг. при митрополите Макарии он был переведен в архимандриты Чудова монастыря. Однако в 1548 г. Макарии начал собирать материалы против И. С. и обратился к Иоасафу за разъяснением обстоятельств его возвеличения. Причина недовольства Макария в 1548 г. чудовским архимандритом неизвестна. В результате всего в феврале 1549 г. был собран специальный собор, на котором И. С. был вновь отлучен и затем сослан на Белоозеро в Нилову пустынь. Позднее его имя ни в каких источниках не упоминается.

Книгописной деятельностью И. С. по преимуществу занимался до своего первого осуждения. Сохранились две рукописи, имеющие пометы о том, что они написаны И. С. – ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 100 (Учительное Евангелие 1524 г.) и ГБЛ, собр. МДА, № 6. В настоящее время еще установлено несколько рукописей его письма. И. С. был не только квалифицированным переписчиком, но также занимался художественным оформлением книг. Е. В. Зацепина в результате исследования орнаментов в рук. собр. Тр.-Серг. лавры, № 100 пришла к выводу о том, что И. С. следует считать одним из творцов старопечатного орнамента (К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959, с. 140). По всей видимости, у И. С. не было прочных связей с какой-либо одной определенной книгописной мастерской, судя по дошедшим рукописям его письма он выполнял заказы самых разных заказчиков. В конце XV – начале XVI в. книгописец, видимо, работал в Кирилло-Белозерском монастыре: совместно с Гурием Тушиным им написано две рукописи, еще одну рукопись он скопировал со сборника Гурия Тушина, рук. ГИМ, собр. Воскрес., № 120 написана им в 1501 г. там же (Синицына Н. В. – Рец. на кн.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки // ВИ, 1973, № 2, с. 154). Работал он совместно и с другим известным книгописцем Михаилом Медоварцевым. Как известно из судных списков над Максимом Греком, они оба в одно ж то же время сотрудничали с Максимом Греком и Вассианом Патрикеевым, в результате чего пострадали в 1531 г.; однако ранее, еще в конце XV – начале XVI в., они вместе работали над одним и тем же заказом: в Псалтири ЦГАДА, ф. 381, собр. Моск. Синод. типографии, № 223, написанной Медоварцевым, имеются пометы, сделанные И. С. (Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972, с. 308).

Видимо, в 20-е гг., до сотрудничества с Максимом Греком, И. С. выполнял работы для иосифлян. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. упоминается список Псалтири – Псалтырь в десть, Лука дал, писмо Собакино Исакове» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, Приложение, с. 12). Владелец рукописи может быть Лука Ленков, которому в 1531–1532 г. вместе с Тихоном Ленковым было поручено надзирать за Вассианом Патриеевым, заключенным в Волоколамском монастыре (Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III // Лингвистическое источниковедение. М., 1963, с. 133–135). По мнению Б. М. Клосса, И. С. принимал участие в написании Сводной Кормчей, работа над которой в 20–30-е гг. проводилась под руководством митрополита Даниила (Клосс Б. М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20–30-х годах XVI в. и происхождение Никоновской летописи // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972, с. 333).

Лит.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подг. Н. Н. Покровский; под ред. С. О. Шмидта. М., 1971.

Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое исаак (исак) собака
Значение слова исаак (исак) собака
Что означает исаак (исак) собака
Толкование слова исаак (исак) собака
Определение термина исаак (исак) собака
isaak (isak) sobaka это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):