Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - исидор митрополит всея руси

 

Исидор митрополит всея руси

Исидор (ум. 1462 г.) – митрополит всея Руси, автор писем на греческом языке и послания правителям г. Холма. Грек по происхождению, И. был до 1437 г. игуменом монастыря св. Дмитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский собор католической церкви, где было принято решение о созыве специального собора для объединения греко-православной и католической церквей. В 1437 г. константинопольский патриарх назначил И. митрополитом Киевским и Московским. Рассказы о пребывании И. на Руси, составленные при его преемнике митрополите Ионе, отражают тенденции более позднего периода, когда русская церковь порвала связи с Константинополем. Судя по новгородским, псковским и наиболее ранним общерусским летописным сводам назначение И. не вызвало первоначально никаких возражений со стороны Василия II и других русских князей. И. приехал на Русь весной 1437 г. и исполнял свои святительские обязанности в Москве (полгода), Новгороде и Пскове (более трех месяцев), а затем отправился на Ферраро-Флорентийский собор, на котором был одним из активнейших сторонников унии 1439 г. В 1440 г. И., в сане кардинала, вновь приехал на Русь, но здесь уния была отвергнута и И. вынужден был уехать. Обстоятельства этого отъезда не вполне ясны. Митрополичий свод 1456 г., читающийся в Летописи Софийской I младшей редакции, не содержит никаких известий о возвращении И. из Флоренции и его отъезде из России в 1440–1441 гг. Нет их и в Слове похвальном Борису Александровичу Тверскому инока Фомы (около 1453 г.), где описывается поездка тверского посла на Флорентийский собор. Наиболее ранние известия об этом читаются в Летописи Новгородской младшего извода под 6950 (1442) г. – здесь повествуется, что, когда Василий II услышал от Исидора «вещий много не по обычаю Рускыя земля», то «повеле ему жити в монастыре и приставом повеле стрещи его, он же избеже в Тферь и оттоле в Литву». В великокняжеском своде начала 70-х годов, дошедшем в летописях Никаноровской и Вологодско-Пермской, под 6948 (1440) г. сообщается, что Василий Темный после «обличения» Исидора «посади его в монастыре у Чюда, он же седе ту лето все», а осенью «убежа с Москвы ко Тфери, а оттоле в Литву, да к Риму». Но известие об «обличении», заточении и изгнании И. сразу после возвращения опровергается документальным источником – московско-тверским договором, составленным после войны с «царем» (Улу-Мухаммедом) в 1439 г. и, следовательно, после возвращения Исидора из Флоренции: договор заключен «по благословению отца нашего Исидора, митрополита Киевского и всея Руси» (Договорные и Духовные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950, № 37). Если обстоятельства отъезда И. не имели такого характера бегства, как они обычно представляются, то весьма вероятным становится предположение, что греческие рукописи, вывезенные им из Москвы, были взяты митрополитом не в 1437 г., когда он отправлялся в Италию и должен был вернуться, а в 1441 г.

После разделения русской митрополии в 50-х гг. западнорусским митрополитом стал сподвижник И. Григорий, И. получил епархию в Италии. В связи с тем что византийский император также отказался от признания унии, И. ездил в Константинополь в качестве папского посла и провозглашал «духовный мир» между греко-православной и католической церковью. И. был участником обороны Константинополя в 1453 г., но ему удалось избежать плена. Последние годы жизни И. провел в Италии, где в 1458 г. получил номинальный сан патриарха Константинопольского.

И. был широко образованным человеком с гуманистическими интересами, но едва ли владел русским языком; единственный памятник на русском языке, написанный им или от его имени, – послание правителям западнорусского г. Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы, написанное в 1440 г. (предположение о связи этого послания с борьбой между сторонниками и противниками унии представляется сомнительным). Послание напечатано О. М. Бодянским. Среди греческого литературного наследия И. – письмо о падении Константинополя 1453 г. и ряд других писем, а также записи на книгах, сохранившихся и в советских рукописных хранилищах.

Изд.: Бодянский О. М. О поисках манускриптов в Познанской библиотеке // ЧОИДР, 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12–16; PG, t. 159, col. 953–954; Gill J. Isidor’s Encyclical Letter from Buda// Miscellanea in honorem cardinalis Isidori. Analecta Ordinis S. Basilii Magni IV (X). Roma 1963; Mercati G. Scritti d’Isidore il cardinale Ruteno. Roma, 1926 («Studii e Testi», 46).

Лит.: Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912, кн. 1, с. 48–142; Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz in der russischen Kirche. Würzburg, 1938; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959, т. 1, с. 350–358; Рамм Б. Я. Папство и Русь в X–XV вв. М.; Л., 1959, с. 225–243; Gill G. 1) The Council, of Florence. Cambridge, 1959; 2) Personalities of the Council of Florence and other essays. Oxford, 1964, p. 65–78; Фонкич Б. Л. 1) Московский автограф митрополита Исидора // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник за 1974 г. М., 1975, с. 14–15; 2) Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977, с. 10–23.

Доп.: Древнерусский текст грамоты Флорентийского собора 1439 г. / Предисл. и подг. текста А. Данти. Флоренция, 1971; Аlеf G. Muscovy and the Council of Florence // Slavic Review. Seattle; Wash., 1961, t. 20 (Rulers and Nobles in XVI Century Muscovy. Variorum Reprint, London, 1983, 3); Arrignon J.-P. Les Russes au Concile de Ferrara-Florence // Irenicon, 1974, N 2, p. 188–208.

Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое исидор митрополит всея руси
Значение слова исидор митрополит всея руси
Что означает исидор митрополит всея руси
Толкование слова исидор митрополит всея руси
Определение термина исидор митрополит всея руси
isidor mitropolit vseya rusi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):