Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - иван черный писец

 

Иван черный писец

Иван Черный (ум. ок. 1490 г.) – «крылошанин» (клирошанин), один из главных представителей новгородско-московского еретического движения, московский профессиональный писец конца XV в., автор «Преддверия настоащаго сочетаниа». Скупые биографические сведения об И. Ч. содержатся в его приписке к Летописцу Еллинскому и Римскому 1485 г., а также в посланиях новгородского архиепископа Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого («Просветитель» Иосифа Волоцкого. 4-е изд. Казань, 1903, с. 36).

Согласно этим данным, в 80-е гг. XV в. И. Ч. был занят копированием с новгородского списка текста крупнейшей «литературной энциклопедии русского средневековья» (по выражению Д. С. Лихачева) – Летописца Еллинского и Римского второго вида, которое он закончил 22 июля 1485 г. (ГБЛ, Музейное собр. (собр. Д. В. Пискарева), № 597). Эта работа переписчика носила характер ответственного поручения московских правительственных кругов (Лихачев. Еллинский летописец..., с. 110) и, судя по этому, была уже не первым его делом. В 1487 г. им была окончена переписка «Лествицы» Иоанна Синайского (ГИМ, собр. Уварова, № 447) – имеется подпись И. Ч., а также отредактирован Библейский сборник (ГБЛ, собр. Ундольского, № 1). В своих записях И. Ч. называет себя «Ио Чръны званием и деанми», «Иоанн Черный», «Ивашка Чрьной, что книгы пишет», «Ивашко Черный, яко же именем тако же и делы».

В 80-е гг. XV в. книжник И. Ч. был связан с кружком новгородско-московских еретиков (представителями так называемой «ереси жидовствующих»). Между 1487 г. (дата завершения «Лествицы») и октябрем 1490 г. (датой Послания архиепископа Геннадия митрополиту Зосиме) И. Ч., спасаясь от преследования и нависшей угрозы казни, бежал (по-видимому, в Литву) с другим еретиком – Игнатом Зубовым и скончался в изгнании до начала собора на еретиков 1490 г.

Единственное сохранившееся цельное произведение И. Ч. – «Преддверие настоащего сочетаниа» (в науке известно как Приписка И. Ч. 1485 г. к Еллинскому летописцу второго вида) – было исследовано и опубликовано (А. И. Клибановым) в 1955 г. в приложении к книге Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье. Оно представляет собой Послесловие, сообщающее, кем, когда и по чьему поручению был выполнен труд по переписке Еллинского летописца, и в заключение излагающее библейскую заповедь о любви к богу и ближнему («Сие заповедаю вам, рече, да любите друг друга, ибо весь закон единем словом скончавается, еже любити бога и ближняго...») и предостерегающее «строптивых» «не скакати на тръние»: «Аще бо и строптивый кто, да уцеломудрится не скакати на тръние на земи телесы, да не примет раны». Кроме того, на полях Еллинского летописца, Библейского сборника и «Книги пророчества» Ветхого завета (ГПБ, F.1.3) имеются глоссы И. Ч. (указания «Зри» и т. п.), иногда переданные буквенными знаками пермского алфавита (так называемые Пермские глоссы). Путем соотнесения их с местами, на которые они указывают, возможна частичная реконструкция некоторых взглядов И. Ч.

Изд.: Казакова Н А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М.; Л., 1955, с. 277–299.

Лит.: Лихачев Д. С. Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1948, т. 6, с. 109–110; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 90–92, 109, 142, 177, 181–182, 200–201, 496, 502; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960, с. 35–62, 191–192, 200–206, 228–251, 297, 351–366, 387; Клосс Б. М. Книги, редактированные и писанные Иваном Черным // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1971, т. 32, с. 61–72.

Н. Ф. Дробленкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иван черный писец
Значение слова иван черный писец
Что означает иван черный писец
Толкование слова иван черный писец
Определение термина иван черный писец
ivan chernyy pisec это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):