Словарь книжников и книжности Древней Руси - кирилл митрополит киевский (1243-1280)
Кирилл митрополит киевский (1243-1280)
В начале 1270-х гг. К. снова в Киеве; в 1273 г. он привозит оттуда для поставления на епископство во Владимире Серапиона, в 1274 г. созывает во Владимире церковный собор для устранения разногласий в церковном праве, в 1276 г. к нему в Киев едет на поставление архиепископ новгородский Климент. Умирает К. в Переяславле Залесском, но погребают его в Киеве.
С именем К. исследователи связывают составление летописи в Галицкой земле: по предположению Л. В. Черепнина, материалы «обследования боярских беззаконий», осуществленного К. и стольником Львом, были использованы при составлении летописных статей за 1238–1245 гг. в Летописце Даниила Галицкого. Возможна причастность К. к составлению летописного свода 1281 г. в Переяславле Суздальском. Значительна роль К. в организации церковного управления на Руси. В 1270 г. по просьбе К. из Болгарии был прислан список Номоканона (свода церковных законоположений), легший в основу древнерусской редакции Кормчей. В рукописи ГБЛ, собр. Румянцева, № 232 сохранился текст сопровождавшего присланный Номоканон послания к К. (см.: Востоков. Описание, с. 290–291). Несомненно принадлежит К. («Правило Кюрила, митрополита руськаго»), обобщившее решения собора 1274 г. К. приписывается также «Поучение к попам» и несколько статей в составе «Мерила праведного». Согласно другой версии, «Поучение» принадлежит Серапиону Владимирскому (см.: Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попом». – ТОДРЛ, 1958, т. 14, с. 159–162). Наконец, именно К. и сопровождавшие его в поездке в Новгород галицкие книжники познакомили Владимиро-Суздальскую Русь не только со своими литературными приемами и традициями, но и с некоторыми текстами. Так, видимо, при посредстве митрополита К. в Переяславль был привезен список обширного хронографического свода, включавшего библейские книги, извлечения из переводных византийских хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию Хронографическую, «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия; этот список отразился в Хронографе Архивском.
Филарет приписывал К. ряд произведений, в частности, вслед за А. Розовым считал его автором «Слова на собор архистратига Михаила» (нач.: «Хотяй преблагий человеколюбец господь бог наш всего мира сотворити от небытия в бытие...»). Однако еще Макарий отвергал подобные атрибуции как неосновательные.
Изд.: Правило Кюрилла митрополита русьскаго. – В кн.: Русские достопамятности, издав. ОИДР. М., 1815, ч. 1, с. 104–118; Розов А. Кирилла философа слово на собор архистратига Михаила. – ЧОИДР, 1847, № 8, отд. IV; Памятники древнерусской церковно-учителъной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 111–114.
Лит.: Шевырев А. С. Обозрение русской словесности в XIII в. – ИпоРЯС, 1854, т. 3, с. 83–85, 87–89; Макарий. О сочинениях митрополита киевского Кирилла II. – Там же, СПб., 1859, т. 8, вып. 3, с. 161–185; Филарет. Обзор, с. 58–62; Голубинский. История церкви, т. 2; 1-я пол., с. 50–89; Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913, с. 159–192; Приселков М. Д. 1) Ханские ярлыки русским митрополитам. Пгр., 1916, с. 83–85; 2) История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, с. 104–106; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940, с. 40–41; Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого. – ИЗ, 1941, № 12, с. 245–251; Лихачев Д. С. 1) Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 49–55; 2) Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 263–267; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965, с. 58–60; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978, с. 146–152, 181–184, 243.
О. В. Творогов
Словарь книжников и книжности Древней Руси