Словарь книжников и книжности Древней Руси - климент смолятич
Климент смолятич
Летопись Ипатьевская (под 1147 г.) характеризует К. как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее – «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 134/1211) датируется XV в. Памятник состоит из двух частей. Первая – предисловие, в котором К. отводит упреки Фомы, обвиняющего его в тщеславии, в том, что К. мнит себя «философом», вместо «почитаемых писаний» ссылается на Гомера, Аристотеля и Платона. К. отстаивает свое право «пытати потонку божественных писаний», т. е. прибегать при толковании библейских образов и выражений к притчам и иносказаниям, а не ограничиваться буквальным их пониманием. Вторая часть Послания содержит толкования библейских выражений; многие из них имеют параллели в других источниках. Неясна роль «Афанасия мниха», который, судя по заголовку, принимал участив в «истолковании», поэтому степень авторства К. в этой части Послания остается спорной.
К. приписывается также поучение, озаглавленное в списке ГБЛ, собр. Румянцева, № 406, XV в. «В субботу сыропустную память творим святых отець». И. И. Срезневский (Памятники, стб. 62) предположил, что К. является автором произведения под заглавием: «Слово о любви Климово». Н. Никольский допускал отождествление этого памятника с «поучением о любви» в Торжественнике № 109 Воскресенского собрания (ГИМ) XVI в., но в этом случае атрибуция И. И. Срезневского представляется ему спорной. К. принадлежат также ответы на вопросы Кирика, сохранившиеся в изложении последнего.
Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.: Сборник документов подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. Л., 1936, с. 154–155 (отрывок послания); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – В кн.: ПЛДР. XII в., М., 1980, с. 282–289, 658–660.
Лит.: Филарет. Обзор, с. 47–50; Ключевский. Древнерусские жития, с. 260–262; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. 1. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича. – ИОРЯС, 1897, т. 2, кн. 1, с. 65–73 (то же: СОРЯС, т. 82, № 4, СПб., 1907, с. 95–103); Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913, с. 375–390; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом». – ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 20–28.
О. В. Творогов
Словарь книжников и книжности Древней Руси