Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря

 

Мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря

Мартирий (в миру Мина) (ум. 1 III 1603) – основатель Троицкого Зеленецкого монастыря в Тихвинском уезде, автор автобиографических Записок. Биографические сведения о М. содержатся в его Записках и позднейшем Житии. Как известно из Жития, М. родился в Великих Луках, родителей его звали Козьма и Стефанида. В возрасте восьми лет М. осиротел и воспитывался служителем храма Благовещения в Великих Луках Борисом, который после смерти своей жены принял постриг под именем Боголепа в обители Козьмы и Дамиана, а затем стал строителем Троицкого Сергиева монастыря в Великих Луках. М. в автобиографических Записках сообщает, что был пострижен Боголепом в Троицком Сергиеве монастыре, выполнял там обязанности келаря, казначея и пономаря и имел ученика Авраамия. Из Записок известно также, что М. находился в этом монастыре семь лет, а затем попытался основать свой монастырь в шестидесяти верстах от Великих Лук. Для этого он тайно покинул Сергиев монастырь вместе с поваром «бельцем». Однако вскоре спутник оставил М., сообщив о нем «единому христианину», который стал приносить М. пищу. Некоторое время М. «пустынножительствовал», испытывая «великие страхования» от бесов. Затем он написал своему духовному отцу Боголепу, прося у него благословения жить на этом месте. Получив ответ Боголепа с повелением идти «жити во общее житие», М. покинул избранное место и пошел в Смоленск на поклонение иконе богоматери и чудотворцам Авраамию и Ефрему, которые, «явившись» М. во сне, указали, что ему следует «жити в пустыни». Из Смоленска М. направился в незадолго до того учрежденный (1560 г.) Тихвинский Успенский монастырь, где жил некоторое время в одной келье со своим учеником пономарем Авраамием, который пришел в Успенский монастырь ранее.

Собираясь по-прежнему основать свой монастырь, М. хотел идти в Поморье, но Авраамий рассказал ему о Зеленецком острове, расположенном среди болот, и о том, что над этим местом он видел сияющий крест. Житие М. содержит интересные подробности о приходе его на Зеленецкий остров: М. ушел из Тихвинского монастыря с благословения его игумена, взяв с собой две иконы – Троицы и Богородицы Одигитрии Тихвинской; сопровождал его крестьянин Иосиф из села Буборины, которое находилось на расстоянии четырех поприщ от Зеленецкого острова.

На Зеленецком острове М. удалось создать Троицкий Зеленецкий монастырь (основан в период 1565–1570 гг.: в писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачевым с товарищами, Зеленецкий монастырь не упоминается; в 1570 г. монастырь уже существовал, так как в этом году был казнен Иваном Грозным богатый новгородец Федор Сырков, который дал М. средства на строительство деревянной церкви Благовещения с трапезою). В автобиографических Записках М. сообщает (без хронологических указаний), что принял сан игумена в Новгороде. По данным писцовой «Книги Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года» можно заключить, что в 1583 г. М. уже был игуменом монастыря и имел 12 человек братии. В монастыре в это время существовали деревянные Троицкая и Благовещенская с трапезою церкви и деревянная ограда.

Из Жития М. известно, что в 1595 г. он был в Москве (этим годом датирована и жалованная грамота царя Федора Иоанновича Зеленецкому монастырю). По пути в Москву М. в Твери встретился с Симеоном Бекбулатовичем и воскресил его сына Иоанна. После этого Симеон пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре каменной церкви Богородицы Одигитрии Тихвинской с приделом Иоанна Златоуста. М. был погребен в собственноручно им вырытой могиле около каменной церкви Богородицы Одигитрии. В 70-х гг. XVII в. по приказу новгородского митрополита Корнилия эта церковь была разобрана, и мощи святого с той поры находятся под спудом в нижней церкви Иоанна Богослова, где Корнилий устроил гробницу М.

Автобиографические Записки М. известны по одному списку в составе сборника-конволюта ГПБ, О.I.424, л. 161–177. Список по филиграням датируется 40–50-ми гг. XVII в. В рукописи Записки имеют название: «Повесть о житии преподобнаго отца Мартирия, жившаго во области Великаго Нова Града в Обонежской пятины в Зеленой пустыни тако нарицаемой, яже сам о себе исповеда отцу своему духовному и учеником своим, како и где жительствоваше прежде вселения в пустыню ту, и како обрете ю, како ж и вселися, и храмы созда, и обитель состави. Всели же ся он в пустыню ту при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержце, и жил многие лета. Преставися же в той же обители в царство Бориса Годунова». Записки, судя по их содержанию, были написаны в период 1570–1595 гг. В жанровом отношении они представляют собой духовную «помятцу вкратце», содержащую поучение к братии и дополненную более или менее самостоятельными рассказами о жизни и видениях М. Записки М. представляют большой историко-литературный интерес как один из первых в Древней Руси образцов автобиографии; замечателен и разговорный стиль произведения.

До 1670-х гг. (судя по тому, что сообщается о месте погребения М.) на основе автобиографических Записок М. было написано Житие Мартирия.

Изд.: Бычков И. А. Каталог собрания рукописей Ф. И. Буслаева. СПб., 1897. С. 342–351.

Лит.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1812. Ч. 4. С. 155–182; Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских // Записки имп. русского географического общества. СПб., 1853. Кн. 8. С. 142; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 391–394; История и древности третьеклассного Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с приложением записи достохвальных событий, по преставлении преподобного Мартирия в нем случившихся. СПб., 1866; Ключевский. Древнерусские жития. С. 346; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 273; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357; Тихомиров Е. А. Церковь и ее служители. М., 1882. Т. 1, март. С. 3–4; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882. Т. 1. С. 279–283; 2) Обзор. С. 254; Описание Зеленецкого Троицкого монастыря. СПб., 1883; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. Т. 1. № 194. С. 145–146; Леонид. Святая Русь. СПб., 1891. № 219. С. 52–53; Токмаков И. Ф. Краткий историко-статистический очерк Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. М., 1904; Троицкий Зеленецкий монастырь и его основатель преподобный Мартирий. СПб., 1912; Zenkovsky S. A. Der Mönch Epifanij und die Enstehung der altrussischen Autobiographic // Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1956. Jhrg. 1. H. 3. S. 286–289; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 334–336; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история текста. Л., 1974. С. 133, 161–163; Понырко Н. В. Житие Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 385–387.

Е. В. Крушельницкая

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря
Значение слова мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря
Что означает мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря
Толкование слова мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря
Определение термина мартирий основатель троицкого зеленецкого монастыря
martiriy osnovatel troickogo zeleneckogo monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):