Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - минеи четьи чудовские

 

Минеи четьи чудовские

Минеи Четьи Чудовские (Годуновские) составлены в правление Бориса Годунова в книгописной мастерской московского Чудова монастыря в 1600 г. Созданные после утверждения на Руси в 1589 г. патриаршества, М. Ч. Ч. следует, по-видимому, рассматривать как результат достигнутого Борисом Годуновым союза с церковью. (В этом отношении показательна также Годуновская Минея общая, напечатанная в Москве 4 июня 1599 – 29 июня 1600 г.). Предисловие к М. Ч. Ч. предписывало читать их в московских кремлевских соборах и монастырях: «...в монастыре пречистая Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения и великого архистратига Михаила честнаго его чюдеси, еже есть в Хонех, и великаго в чюдесех иже во святых отца нашего Алексея, митрополита Киевского и всея России чудотворца, внутрь царствующаго града Москвы, в велицей Лавре, еже есть завомая Чудов». М. Ч. Ч. первоначально состояли из 12 книг («написаны сия дванадесять Миней-Четьих»); потом, когда ноябрьскую книгу расплели на две, их стало 13. Подобно Великим Минеям Четиим Макария, это были книги большого формата, в лист, но значительно меньшего объема. Так же, как и Макарьевские ВМЧ, предварявшиеся «Летописцами», каждый том Чудовских Миней открывался стереотипным Предисловием, в котором сообщалось о времени создания М. Ч. Ч., их составе и о том, где следует их читать.

Состав М. Ч. Ч. подробно раскрывается в Предисловии: «А сих книг Миней тринадцать (занеже ноябрь месяц росплетен на двое), а в них писаны: праздничные слова, и пророческия проповеди, и апостольские мучения и похвалы, и всех святых жития, и мучения святых мучеников и святых мучениц, и жития и подвиги преподобных и богоносных отец, и святых преподобных жен страдания и подвизи, и с новыми чюдотворцы. В них же и патерик Киевские печеры, да иных книг: книга Григорей Богослов весь толковой в десть, да книга Златоструй в десть, да книга Лествица толковая в десть, да книга патерик Синайский в десть, и в нем книга Василия Великаго о черноризческом житии, да в нем же Хожение Данила мниха о святом граде Иерусалиме, да в нем же книга Григория Амиритскаго Прение с Германом Жидовиным, да в нем же книга Яков Жидовин, да в нем же книга Григорий, папа римский, Беседовник, переплетены вместе» (ПДП. СПб., 1879. Вып. 3. С. 45–46).

Сравнительный анализ состава М. Ч. Ч. и Макарьевских Миней привел исследователей к заключению, что они «по содержанию их составляют среднюю редакцию между Метафрастовскими и Макарьевскими. От Метафрастовских отличаются они вводными статьями, Словами русскими, то есть Житиями русских святых и сочинениями отцов и пастырей церкви. От Макарьевских же Четьих-Миней различаются заимствованием из Торжественников разных Слов. От этого встречаются пробелы в некоторых числах... С другой же стороны, Чудовские Минеи заключают новые статьи». (Там же. С. 41–42). Этот вывод носит предварительный характер, так как специальное текстологическое изучение М. Ч. Ч. еще не предпринималось, однако очевидно, что они представляют собой не просто механическое сокращение Макарьевских ВМЧ, но их основательную и вполне оригинальную переработку.

В Предисловии к М. Ч. Ч. сообщалось, что их создание было субсидировано «монастырскою казною». Как установила Л. М. Костюхина, занимавшаяся изучением почерков рукописей М. Ч. Ч.. над их созданием работала специальная книжная мастерская московского Чудова монастыря в составе 22 писцов, среди которых некоторые были только переписчиками, а другие участвовали также в редактировании, сверке и исправлении текстов. Судя по сходству почерков, над созданием М. Ч. Ч. работало несколько писцов, ранее переписывавших тексты Макарьевских Миней (Костюхина Л. М. Книжное письмо... С. 27, 28, 30). Вопрос об использовании текста М. Ч. Ч. при создании Миней Четий Германом Тулуповым, Иоанном Милютиным и Димитрием Ростовским специально не исследовался.

Текст М. Ч. Ч. не издан и сохранился в рукописях не полностью. Две книги (за декабрь и 1-ю пол. ноября) были утрачены, очевидно, либо в кон. XVIII в., либо в Отечественную войну 1812 г.; в 1-й пол. XVII в., согласно «Описи книг степенных монастырей», в Чудовском книгохранилище еще были сохранными все 13 книг Миней 1600 г. Сохранившиеся книги М. Ч. Ч. соответствуют следующим шифрам Чудовского собрания ГИМ: за сентябрь – № 307, октябрь – № 308, ноябрь (с 17 числа) – № 309, январь – № 310, февраль – № 311, март – № 312, апрель – № 313, май – № 314, июнь – № 315, июль – № 316, август – № 317. Обзор русских статей М. Ч. Ч. дан в кн. Т. Н. Протасьевой, постатейное описание январской Минеи – в протоколах ПДП.

Лит.: О Четьях Минеях // ПДП. Протокол годового собрания ОЛДП, 26 апреля 1879 г. СПб., 1879. Вып. 3. С. 39–95; Костюхина Л. М. 1) Книжное письмо в России XVII в. М., 1974. С. 7–11, 26–35, 126; 2) О некоторых принципах отождествления и типизации почерков в русских рукописях рубежа XVI–XVII веков // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 18–27; Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т. Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 177–186; Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 127, 130–132.

Н. Ф. Дробленкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое минеи четьи чудовские
Значение слова минеи четьи чудовские
Что означает минеи четьи чудовские
Толкование слова минеи четьи чудовские
Определение термина минеи четьи чудовские
minei cheti chudovskie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):