Словарь книжников и книжности Древней Руси - митяй нареченный митрополит великой руси
Митяй нареченный митрополит великой руси
Митяй (в иноках Михаил) (ум. 1379) – нареченный митрополит Великой Руси, составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия». Коломенский поп, ставший духовным отцом московского великого князя Дмитрия Ивановича и виднейших бояр, а также «печатником», хранителем княжеской печати. Основной источник сведений о нем – Повесть о М.
По-видимому, князь заметил и приблизил к себе М., когда в 1366 г. в Коломне праздновал свою свадьбу. Начиная, по крайней мере, с весны 1376 г. великий князь стремится сделать М. наследником престарелого митрополита Алексея. Когда в декабре 1375 г. константинопольский патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, русского и литовского с правом после смерти митрополита Алексея объединить под своей властью церковь всея Руси, великий князь Дмитрий, не желая принимать митрополита «литвина» (как он назвал Киприана), начал продвигать к митрополичьему престолу М.
: М. как бы насильно был пострижен в монахи (без этого он не мог стать митрополитом). После смерти митрополита Алексея (12 февраля 1379 г.) М. по приказу князя переселился на митрополичий двор, стал носить митрополичье облачение и присвоил прочие знаки митрополичьего достоинства, чем вызвал общественное недовольство и дал повод для обвинений своему конкуренту, Киприану.
Против М. выступили и такие видные русские игумены, как Сергий Радонежский и его племянник Феодор Симоновский. М. почувствовал необходимость – чтобы поправить свое положение в глазах общества – стать епископом прежде путешествия в Константинополь к патриарху (для поставления в митрополиты). Опираясь на известный из летописи пример возведения на Руси в епископы Климента Смолятича при Изяславе, он побудил князя созвать собор русских епископов.
Доставление М. в епископы было, однако же, сорвано решительным протестом Дионисия, епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Оказавшись не в состоянии получить епископский сан на Руси и тем нейтрализовать одно из главных обвинений своих противников (в том, что простой монах занимает митрополичье место), М., подобно Киприану, взялся за перо.
В нач. 60-х гг. XIX в. академик И. Срезневский видел в библиотеке Синода рукописный сборник под названием «Цветец духовный» в списке XVII–XVIII вв., где читал выписки из сочинений отцов церкви, «еже написа право воистинну митрополит Михаил от Пчелы правоверья, укоризны наводяче на Дионисия, еже о иноцех властолюбцех», как гласила предшествующая выпискам надпись.
К сожалению, этот сборник обнаружить теперь не удается. Но поскольку в сборниках изречений под названием «Пчела» специально об иноках и о властолюбии ничего нет, ясно, что «о иноцех властолюбцех» – не название того источника, откуда М. черпал свои «укоризны», а тема, которой он их объединял, т. е. суть его обвинения в адрес Дионисия Суздальского и других своих противников-монахов.
Дионисий вскоре после этого решил отправиться в Константинополь, М. же, боясь влияния Дионисия в патриархии, попросил великого князя задержать его. Князь исполнил просьбу, повелел силой задержать Дионисия (тот обещал без княжеского позволения не ходить в Царьград и в качестве поручителя назвал Сергия Радонежского; князь освободил Дионисия, а он, добравшись до своей епархии, тут же бежал вниз по Волге.
На этом роль Дионисия в истории М. кончается). Вскоре, летом 1379 г., отправился в Константинополь в сопровождении большого посольства М. (26 июля переправился через Оку). Когда посольство проходило золотоордынские степи, М. был задержан Мамаем и получил от него ярлык, из которого следует, что М. обещал, когда станет митрополитом, молиться за золотоордынских правителей (эти моления, очевидно, были прекращены с началом «розмирия» между Русью и Ордой в 1374 г.
), а те, со своей стороны, подтверждали свободу русской церкви от податей. Эти переговоры Мамая с М. и этот ярлык можно рассматривать как попытку Мамая восстановить подчинение Руси Орде дипломатическим путем. В Крыму М. сел на корабль, переправился через море и вблизи Константинополя внезапно умер. Несколько дней судно с мертвым М.
на борту стояло в море (возможно, из-за проходивших в то время столкновений генуэзского и венецианского флотов и морской блокады Константинополя генуэзцами). На барке М. перевезли с корабля в генуэзскую Галату и похоронили там. Митяя можно считать первым в истории кандидатом в митрополиты Великой (а не «всея») Руси, поскольку один из спутников М.
, Пимен, поставления которого русские послы сумели добиться, использовав имевшиеся у Митяя чистые княжеские «харатии» (бланки княжеских грамот, снабженные печатью), был рукоположен в митрополиты именно Великой Руси.
Лит.: РИБ. Т. 6. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI–XV вв.). СПб., 1880. Прил. № 30, 33; Срезневский.
Памятники. Стб. 238; Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 226–251; Львовская летопись // ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20, 1-я пол., ч. 1. С. 198–199; Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913; Рогожский летописец // ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 124–137; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы).
Л., 1978.Г. М. Прохоров
Словарь книжников и книжности Древней Руси
.