Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - моисей автор поучений

 

Моисей автор поучений

Моисей (ум. 1187 (?)) – автор поучений. Ему атрибутируются «Поучение Моисея о безвременном пиянстве» (нач.: «Бог вложил есть всякое похотенье человека...») и «Слово отца Моисея о ротах и о клятвах» (нач.: «Пророк глаголет: того рещи завяза небо...»). А. И. Соболевский приписывал эти сочинения игумену новгородского Антониева монастыря М. (ум. 1187 г.; иных сведений в Летописи Новгородской первой о нем нет), а А. Попов и Н. Гальковский – новгородскому архиепископу М. (ум. 1362 г.). Вторая атрибуция вряд ли верна, поскольку и темы безыскусных поучений М. ближе к потребностям церкви XII в., и стилистически они совпадают с оригинальными новгородскими текстами домонгольского периода; см., например, употребление в них некоторых слов и понятий: пьянство понимается широко – как излишество вообще, представлена языческая символика желто-зелено-черного цвета, в текстах имеются грамматические архаизмы и т. д. Относительно авторства архиепископа М, сомневался еще И. И. Срезневский, указавший на текст, в котором сказано, что этот М. «добро пасяще свое стадо... и многы писца изыскав и книгы многы исписав... скончася много писание оставив» (см.: Новгородская вторая летопись. – ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 198–199) – речь идет о переписке книг, а не о литературном творчестве иерарха. Поучение и Слово – типичные для древненовгородской литературы увещевательные слова, направленные против языческих пороков в среде новопосвященных христиан. Произнесенные на разговорном языке своего времени, русским по рождению человеком, в своеобразной поэтической форме, лаконично и в народном ритмическом исполнении, такие слова затрагивали нравственные проблемы общественного значения; их особенность – в полном отсутствии цитат из Св. Писания (последнее характерно для торжественного красноречия и вообще становится типичным только в более поздней традиции) и в той системе эмоциональных по своему характеру доказательств, которые диктуются обращением не к церковному авторитету, а к простой и понятной житейской мудрости, А. И. Соболевский указал также на связь содержания второго слова, написанного по случаю засухи, с засухой и голодом в новгородской земле 1161 г.

Известны списки сочинений М. XIV–XV вв.: ГИМ, собр. Хлудова, № 30д; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 297/1081.

Изд.: Срезневский. Памятники, с. 275; Попов А. Первое прибавление к описанию рукописей... А. И. Хлудова. М., 1875, с. 56–57; Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе. I. Слова отца Моисея. – ИОРЯС, 1912, т. 17, кн. 3, с. 77–80; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913, ч. 2, с. 133–140; Поучения к простой чади / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XII век. 1980, с. 400–403, 690.

В. В. Колесов

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое моисей автор поучений
Значение слова моисей автор поучений
Что означает моисей автор поучений
Толкование слова моисей автор поучений
Определение термина моисей автор поучений
moisey avtor poucheniy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):