Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - нафанаил инок корнилиева монастыря

 

Нафанаил инок корнилиева монастыря

Нафанаил (XVI в.) – инок Корнилиева монастыря, автор Жития Корнилия Комельского. Имя автора и время создания памятника известны по приписке к Житию, сохранившейся в рукописи ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 562 (1630 г., Четья-Минея Германа Тулупова): «В лето 7097 мая в 22 при державе государя, благовернаго царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве по благословению отца нашего игумена Лаврентия написано бысть житие преподобнаго во обители пречистыя Богородица Корнилиева монастыря рукою многогрешнаго и последняго во иноцех Нафанаила Корнильевскаго». Н. был современником Корнилия Комельского, принял от него хиротонию («...мы бо аще и недостойни есмы ученицы его нарицатися, но убо рукоположению от святаго сподобихомся»), свою задачу агиографа он сформулировал как желание «писанию предати яже видехом и слышахом от уст святаго старца». Написанное в 1589 г. Житие в 1600 г. было представлено на церковный собор тогдашним игуменом Корнилиева монастыря Иосифом. После рассмотрения Жития и службы патриархом Иовом и царем Борисом Годуновым было постановлено: праздновать память Корнилию по всему Русскому государству. До указа 1600 г. память отмечалась в Корнилиевом монастыре, в вологодском соборном храме и по церквам Вологодского уезда (см.: Послание патриарха Иова к игумену Корнилиева монастыря Иосифу от 21 февраля 1600 г. // ААЭ. Т. 2. С. 379–380).

О Корнилии Комельском Житие сообщает, что он был уроженцем Ростова, сыном Феодора и Варвары. Брат Феодора, Лукиан, нес службу дьяка при великой княгине Марии (во инокинях Марфе), по его инициативе семья Феодора переселилась в Москву, и там Корнилий был определен на службу ко двору княгини. Когда Лукиан постригся в монахи, уйдя в Кириллов монастырь, вслед за ним ушел в монастырь племянник Корнилий. Спустя семь лет Корнилий привел сюда и своего брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. В Кириллове монастыре Корнилий занимался книгописанием, автор замечает по этому поводу: «свидетели же сим книги его в Кириллове и доныны». После пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре Корнилий «вдал себя странничеству», обходя монастыри и пустыни. Оказавшись в Новгороде, он общался там с архиепископом Геннадием. Житие сообщает, что Геннадий ценил Корнилия за то, что тот был «премудростию, разумом и словом украшен», и хотел оставить его при себе. Но из Новгорода Корнилий ушел в пустынь, сначала – близ Новгорода, а потом – близ Твери. В 1497 г. он пришел в глухой Комельский лес и жил здесь сначала уединенно (в это время на него нападали разбойники и «ничтоже обретоша, разве книг»), а затем собрал вокруг себя братию и создал монастырь. Житие довольно подробно рассказывает о приемах руководства Корнилия монастырем (среди которых было и вечернее «обхождение», подобно Феодосию Печерскому, волчком келий братии, и произнесение поучений к инокам «на соборе», и учреждение устава для монастыря). В последние годы жизни Корнилий несколько раз пытался покинуть игуменство. Первый раз это случилось незадолго до путешествия великого князя Василия III Ивановича в Кирилло-Белозерский монастырь для богомолья о даровании наследника. Корнилий в это время, как повествует Житие, «не хотя славим быти от человек», удалился из монастыря «на место пусто». Когда, направляясь в Кирилло-Белозерск, великий князь пришел в Корнилиев монастырь, то, не застав там Корнилия, повелел через посланника, чтобы Корнилий ждал его на обратном пути у себя в монастыре. При встрече великий князь просил Корнилия вернуться в монастырь, а Корнилий просил позволения остаться в «пустыни» безмолвствовать. И Василий III, попросив Корнилия молиться о даровании ему потомства, «сотвори по воли его». Вскоре на новом месте своего «безмолвия» Корнилий захотел создать церковь и отправился в Москву за получением разрешения на это дело от великого князя. Но князь, помня прошение братии Корнилиева монастыря о возвращении их игумена, не дал ему такого разрешения и повелел вернуться в свой монастырь. После этого Корнилий некоторое время укрывался в Троице-Сергиевой лавре и там безмолвствовал. Но когда обнаруживший его там великий князь снова стал понуждать его возвратиться в свой монастырь, тот повиновался ему. В другой раз Корнилий, покинув игуменство, ушел в Кириллов монастырь и, чувствуя себя «старостью и недугом обличаваема и к концу приближающася», затворился там в келии. Братии снова удалось вернуть его, но Корнилий согласился на это при условии, что игуменом в монастыре будет другой, вручил старейшинство своему ученику Лаврентию, а сам вновь «затворися в келии и пребываше в безмолвии» до смерти. Житие Корнилия не издано, списки его указаны Н. П. Барсуковым.

Лит.: Описание Комельского монастыря. Вологда, 1855; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303–304; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 314–316; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4, отд. IV. С. 85–94; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. Вып. 1–5. С. 297–306; Голубинский. История канонизации. С. 120.

Н. В. Понырко

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нафанаил инок корнилиева монастыря
Значение слова нафанаил инок корнилиева монастыря
Что означает нафанаил инок корнилиева монастыря
Толкование слова нафанаил инок корнилиева монастыря
Определение термина нафанаил инок корнилиева монастыря
nafanail inok kornilieva monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):