Никифор (ум. 1121 г.) – киевский митрополит, автор посланий и поучений. Н., грек по национальности, был прислан на Русь константинопольским патриархом в 1104 г.; занимал митрополичий престол до самой смерти. Н. написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия. По спискам не ранее XVI в. до нас дошли: 1) Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его...»); 2) «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» – о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444–450; 3) Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588–593; 4) поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте); 5) Филарет атрибутировал Н. также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII в., послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 г. (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».
Изд.: Калайдович К. Ф. 1) Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1, с. 59–75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод. собр., № 496 с вариантами по другим спискам); 2) Памятники российской словесности XII века. М., 1821, с. 157–163 (2-е послание по тому же списку с разночтениями); Макарий. История русской церкви. СПб., 1868, т. 2, с. 314, 320, 326, 327–330 (остальные послания и отрывки из них).
Лит.: Филарет. Обзор русской духовной лит. Харьков, 1859, с. 28–30; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян: (XI–XV вв.). М., 1875, с. 99–118; Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей грекорусской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 48–57; Шевырев С. П. История русской словесности. СПб., 1887, т. 1, с. 111; Порфирьев И. Я. История русской словесности. Казань, 1897, ч. 1, с. 393–396; Безобразова М. В. Послание митрополита Никифора. – ИОРЯС, 1898, т. 3, кн. 4, с. 1080–1085; Голубинский Е. Е. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 857–859; Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. Киев, 1900, с. 148–151; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946, с. 47–53; Украïнськi письменники, с. 114–116.
В. В. Колесов
Словарь книжников и книжности Древней Руси