Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - нил епископ тверской

 

Нил епископ тверской

Нил (ум. 3 IV 1521) – епископ Тверской, автор посланий. Н. происходил из греческой фамилии Траханиотов, многие представители которой состояли на службе при московском дворе; однако из слов Летописи Псковской I о том, что будущий епископ «был того же роду» (что и Траханиоты), делается обычно неоправданное заключение, будто он прибыл в Россию в свите Софьи Палеолог в 1472 г. (Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 74). Так или иначе между 1503 и 1506 гг. Н. был уже поставлен игуменом Московского Богоявленского монастыря, а 24 августа 1509 г. (по другим источникам – 20 августа: ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 345) – епископом Тверским; в этом сане Н. и скончался (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 175, 442). В указаниях на день смерти тверского владыки между источниками обнаруживаются разногласия – в некоторых она показана под 30 марта (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 145). Отметив особенное внимание Н. к лавре святого Афанасия Афонского в послании князю Георгию Дмитровскому, В. Г. Брюсова предположила, что Н. до приезда в Россию был иноком этой обители; однако не менее вероятно, что он приехал из Иверского или Ватопедского монастыря, о которых идет речь в другом послании (к тому же, будучи уже тверским епископом, Н. посылал грамоту в Ватопедский монастырь – игумену Мартирию). Встречающееся в старых работах сообщение о поездке Н. в Константинополь неверно, поскольку основано на ошибке в прежних изданиях описи царского архива.

Сохранилось два послания Н. – некоему вельможе Георгию Дмитриевичу об артосе (В. С. Иконников считает, что Георгий Дмитриевич – это Юрий Тютин: Иконников В. С. Максим Грек и его время. Киев, 1915. С. 460) и князю Георгию Ивановичу Дмитровскому, который был также корреспондентом Иосифа Волоцкого. В изданном Н. К. Никольским послании Георгию Дмитриевичу Н., объясняя происхождение чина панагии, излагает сказание о странствовании апостолов и сообщает о посещении богородицей Афона и Кипра. Послание Н. почти дословно воспроизведено в первой части сочинения, надписанного именем Максима Грека: «Вопрошение известно от некоих: почто от тридневнаго воскресения Христова до Фомины суботы не воздвизают пречистая хлебца, токмо артус воздвизают, и глаголет диакон «Христос воскресе» 3, и потребляют артус в Фомину суботу?» (Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, 1862. Ч. 3. С. 109–115). Хотя возможны сомнения в принадлежности этой статьи Максиму, вопреки В. Г. Брюсовой нет достаточных оснований атрибутировать ее в целом (включая следующие за рассуждением об артосе Сказание о иконе богоматери Иверской и Повесть о Ватопедском монастыре) епископу Н. Послание князю Георгию Ивановичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично опубликовано В. Г. Брюсовой), является ответом на письмо князя. При построении церкви в селе Покровском (близ Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая устранить смущение князя, Н. приводит рассказ о гибели Афанасия Афонского и излагает любопытный вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем крестное древо. В литературе отмечено три списка послания Георгию Дмитриевичу (ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 520; ГПБ, Q. XVII. 64; ГБЛ, собр. Румянцева, ф. 256, № 362) и один – послания Георгию Ивановичу (ЦГАДА, ф. 196, № 642).

Из пяти грамот Н., учтенных в описи архива Посольского приказа 1626 г. (Опись архива Посольского приказа 1626 года. М., 1977. Ч. 1. С. 70–71), сохранилась лишь грамота тверского владыки некоему Василию Андреевичу; предполагают, что это – В. А. Коробов, отправлявшийся в Константинополь в 1515 г. (по А. Л. Хорошкевич, адресат ее – Василий Копыл). В грамоте перечислены подарки Н. константинопольскому патриарху Пахомию. (Исходя из того, что в 1515 г. патриарха Пахомия не было на престоле, и не зная об ошибке в издании описи царского архива, Н. П. Лихачев предложил другую интерпретацию грамоты: она будто бы обращена к дворецкому Василию Андреевичу Челяднину, а перечисленные в ней подарки должен был отвезти патриарху из великокняжеской казны сам Н.; при этой интерпретации грамоту, по Н. П. Лихачеву, следует датировать 1510 г.). Грамота неоднократно публиковалась: Продолжение ДРВ. СПб., 1790. Ч. 6. С. 1–4; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб., б. г. Кн. 1, т. 1–5. Стб. 1708–1709; Лихачев Н. П. Палеографическое значение... Ч. 1. С. XXXI, примеч. 2.

Изд.: Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христ. чт. 1909. № 8–9. С. 1115–1119; Ржига В. Ф. Новый вариант сказания о Лоте // ИОРЯС. 1928. Т. 1, кн. 2. С. 499–506; Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ, Л., 1974. Т. 28. С. 180–187.

Лит.: Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 56–57; Филарет. Обзор. С. 136; Титов А. А. Тверские епископы: Материалы для истории русской церкви. М., 1890. С. 47–48; Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. XXX–XXXI; Зимин А. А. Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Т. 1. С. 193–194; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С. 45, 200, 230.

Доп.: Флоpя Б. Н. Греко-эмигранты в Русском государстве второй половины XV – начала XVI в.: Политическая и культурная деятельность // Руско-балкански културни връзки през средновековието. София, 1982. С. 124, 125, 131, 140.

Т. В. Буланина

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нил епископ тверской
Значение слова нил епископ тверской
Что означает нил епископ тверской
Толкование слова нил епископ тверской
Определение термина нил епископ тверской
nil episkop tverskoy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):