Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - от коих частей создан бысть адам

 

От коих частей создан бысть адам

«От коих частей создан бысть Адам» – апокрифическое произведение, встречающееся в древнерусских рукописях отдельно или в составе вопросо-ответных сборников, таких как Беседа трех святителей или «Разумник». Был ли текст этого произведения выделен из такого рода сборников или, наоборот, самостоятельное произведение внесено в подборки, решить невозможно до полного текстологического исследования как самого апокрифа, так и вопросо-ответных сборников.

Сюжет о создании первого человека входит составной частью в рассказ о мироздании. Именно в таком контексте читается апокриф в рукописях, опубликованных Н. С. Тихонравовым (сербская рукопись XV в. из собр. Григоровича и Измарагд XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 794): «В неделю сотвори бог небо и землю, день и нощь и всю вселенную...». В Беседу трех святителей также включен вопрос о сотворении Адама. В апокрифе о создании Адама показана связь макрокосма – земли – с микрокосмом – человеком. Текст апокрифа несколько варьируется: в русских рукописях обычно перечисляется 8 частей, из которых составлен был Адам: тело от земли, кости от камня, очи от моря, мысль от скорости ангельской, душа и дыхание от ветра, разум от облак, кровь от росы и от солнца (ср. вариант в рукописи Ефросина, ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 11/1088, л. 279 об.–280 об. – кровь от «Черного моря», очи от солнца). Иногда сначала перечисляются элементы макрокосма, а затем уж их присутствие в человеке (см. другой сборник Ефросина – ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 22/1099, л. 512 об.). Далее, основной сюжет толкуется различным образом, например: «от земли хужше всех чясти, от моря – доброта, от солнца – красота, от облак – легота, ...от ветра – зависть» (в сборнике Кир.-Белоз. собр., № 22/1099); или поясняется, как влияют составные части Адама на качества других людей: тот, в ком преобладает семя от моря, – лаком, от солнца – мудр, от «камения» – милостив, и пр.; или как разделилась доброта Адамова: Аврааму – «гостолюбство», Самсону – сила, Иосифу – «лепота» и т. д. (в списках, опубликованных Тихонравовым).

Апокриф «От коих частей...» часто соседствует со сходными по содержанию произведениями. Так, в первой из названных рукописей Ефросина ему предшествует фрагмент о создании человека от четырех составов, в славянском переводе читавшийся уже в Изборнике 1073 г. (см. л. 245 об., гл. 108 «Феодорита от того еже о святей Троици»): от огня теплота, от воздуха «студенство», от земли сухота, от воды мокрота. Подборка завершается самостоятельным рассказом об изобретении имени первого человека. Бог послал ангелов в разные концы земли, где они заимствовали начальные буквы из названий звезд: Анатоли, Дисис, Артос, Месеврия, из которых сложилось имя АДАМ. Источником этого сюжета принято считать еврейско-талмудическое сочинение, использованное в греческой книжности. Здесь имя Адам соотнесено с греческими названиями частей света ’Ανατολή (восток), Δύσιζ (запад), ’’Аρκτοζ (север), Μεσημβρία (полдень). В русской версии части света превратились в звезды.

В латиноязычной литературе аналогичный апокриф о создании человека из восьми элементов появился в X в. В XI–XIV вв. он был переведен на англосаксонский, древненемецкий и французский языки. Источник славянских изводов этого произведения – сербского, болгарского, древнерусского – не установлен.

В апокрифическую книгу Еноха, появившуюся на Руси в XII в., и в апокриф о Тивериадском море вошла версия о создании человека из семи элементов: «от земли тело, от камени кости, от моря кровь, от солнца очи, от облак мысли, от ветра дыхание, от огня теплота» (или кровь от росы и солнца, очи от бездны морской).

Греческий и ранний русский списки отреченных книг не упоминают апокрифа «От коих частей...». По наблюдению А. Н. Пыпина, это сочинение впервые упомянуто в индексе Кирилловой книги, изданной в 1644 г., на л. 7 об. (см. также: Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах // ЛЗАК. СПб., 1862. Вып. 1. С. 54). Несмотря на это апокриф, по-видимому, был известен на Руси довольно рано, возможно, в XII в., если и не в виде самостоятельного произведения, то в составе Книги Еноха или Беседы трех святителей.

Самые ранние списки памятника находятся в сборнике Ефросина XV в. Но то обстоятельство, что Ефросин в двух сборниках переписал две, несколько отличающиеся друг от друга версии, указывает на существование до XV в. определенной истории текста. Сам факт компиляции памятников говорит о вторичном характере этой подборки XV в. Кроме того, в легенде об имени Адама названия звезд настолько искажены, что из них не составляется нужное имя. В поздних русских рукописях, например БАН, 32.16.19 (XVII в.) и ГПБ, Солов. собр., № 868 (XIX в.), к апокрифу в создании Адама присоединены и другие легенды Адамова цикла – о том, как он давал имена животным и был первым пророком, видел во сне распятие Христа в Иерусалиме и казнь апостолов Петра и Павла в Риме (см. публикацию этих текстов: Срезневский В. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение имп. Академии наук в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 218; Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные. С. 245–246).

Сюжет о создании человека из восьми (или семи) взятых у природы элементов бытует и в фольклоре. В. Ягич слышал на эту тему народные загадки сербохорватов; В. Мочульский указывает на влияние апокрифа на стихи Голубиной книги.

Изд.: ПЛ. 1862. Вып. 3. С. 12–14; Тихонравов. Памятники. Т. 2. С. 443–444, 448–449.

Лит.: Ягич В. История сербохорватской литературы. Казань, 1871. 108; Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные. С. 5, 12–13, 37–38, 97–98; Мочульский В. 1) Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. С. 54–91; 2) Следы народной библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С. 70–72; Барац Г. М. Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности // Летопись историко-филологического общества при имп. Новороссийском университете. Византийское отделение. Хроника. Одесса, 1894. Т. 4. С. 16–18; Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного: Текст, латинский перевод и исследование// ЧОИДР. 1910. Кн. 4, отд. 2. С. 151; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925 (фототипическое переиздание: София, 1970). С. 177, 260, 291, 297; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 105, 185.

М. Д. Каган

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое от коих частей создан бысть адам
Значение слова от коих частей создан бысть адам
Что означает от коих частей создан бысть адам
Толкование слова от коих частей создан бысть адам
Определение термина от коих частей создан бысть адам
ot koih chastey sozdan byst adam это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):