Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - памфил игумен псковского елеазаровского монастыря

 

Памфил игумен псковского елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, П., Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат П. Игнатий, после него – Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (1481 г.), – П. Точное время игуменства П. не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 г., ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене П. 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 г. игуменом Елеазаровского монастыря был П.

Послание игумена П. наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи. Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и «блудом», П. обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции – Краткую и Летописную. Летописная редакция помещена под 1505 г. в Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л. 67–69 об.); Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 1572; Q.XVII.50). Считается, что обе редакции принадлежат П. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи – псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов. Тогда П. пишет второе Послание (Летописная редакция). Описание купальных игрищ в обеих редакциях почти дословно совпадает, в Летописной редакции оно сопровождается примерами и цитатами из Священного писания, придающими весомость и обоснованность словам П. В разных списках Летописной редакции Послания великим князем называется то Иван Васильевич, то Василий Иванович, без имени употребляется форма множественного числа «государей великих князей наместнику». Это указывает, что Послание написано в последние годы жизни Ивана III (1502–1505 гг.), когда его сын Василий III Иванович был объявлен соправителем с титулом великого князя. Составитель ПIЛ поместил Послание под 1505 г. и адресовал его наместнику Дмитрию Владимировичу Ростовскому, жившему в Пскове с 1504 по 1507 г. (в Послании Летописной редакции, когда она находится вне состава летописи, нет заголовка с датой и именем наместника). Датировка Послания в ПIЛ принимается всеми исследователями. Краткая редакция Послания была адресована, вероятно, предшественнику Дмитрия Владимировича и написана до 1504 г. При упоминании великого князя в ней также употребляется форма множественного числа, других датирующих данных в тексте Послания Краткой редакции нет.

Изд.: АИ. 1846. Т. 1, № 22; ЧОИДР. 1846. № 4 (заседание 27 апреля 1846 г.). С. 59–62; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 278–281; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Прил. С. 1–6; Руководство для сельских пастырей. 1860. № 17. С. 439–443 (пер. на рус. яз.); Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90–91.

Лит.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908. С. 485–486; Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства (1460-е – 1530-е гг.) // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 409.

В. И. Охотникова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое памфил игумен псковского елеазаровского монастыря
Значение слова памфил игумен псковского елеазаровского монастыря
Что означает памфил игумен псковского елеазаровского монастыря
Толкование слова памфил игумен псковского елеазаровского монастыря
Определение термина памфил игумен псковского елеазаровского монастыря
pamfil igumen pskovskogo eleazarovskogo monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):