Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - пимен (по прозвищу черный)

 

Пимен (по прозвищу черный)

Пимен (по прозвищу Черный) (ум. 24 или 25 IX 1571) – архиепископ Новгородский и Псковский, автор посланий. П. был возведен в сан из клириков Кирилло-Белозерского монастыря (согласно другим источникам – из старцев Адриановой пустыни: ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 228; 2-я пол. С. 526; Т. 29. С. 214); в его назначении на место прежнего новгородского владыки – осифлянина Феодосия А. А. Зимин усматривает влияние на царя благовещенского священника Сильвестра (3имин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 111). Поставленный в архиепископы 20 ноября 1552 г., 6 декабря П. был уже в Новгороде и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх: «Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумены, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость божия быти, помале и поветрие преста» (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 147–148, 333). Характеристика нравственного облика П. в источниках неоднозначна. В таком небеспристрастном памятнике, как Житие Филиппа митрополита, Новгородский архиепископ выставлен в самом зловещем свете – интриганом и честолюбцем. Он, согласно Житию, первым внял клевете, порочившей митрополита Филиппа, и изрек вместе с другими: «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу». В ответ гонимый митрополит будто бы пророчески заявил П.: «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши» (ИРЛИ, собр. ИМЛИ, № 6, л. 78). Однако страдания, которые претерпел П. во время новгородского похода Ивана Грозного, способствовали его реабилитации в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской церкви: с одной стороны, «глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита», но, с другой стороны, «был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства» (РИБ. СПб., 1914. Т. 31. Стб. 319). Так или иначе в течение длительного времени царь мирволил к новгородскому владыке. Будучи в русской церкви вторым лицом после митрополита, П. должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале памятного 1565 г. не кто иной как архиепископ наряду с чудовским архимандритом Левкием возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана IV вернуться к власти.

По неясным вполне причинам главой новгородских «заговорщиков» царь считал именно П. В хранившемся в Посольском приказе статейном списке «из сыскного из изменного дела 78-го году» его имя стояло на первом месте, причем архиепископу инкриминировалось желание «Новгород и Псков отдати литовскому королю» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. С. 480). На П. на первого излился царский гнев во время новгородского погрома 1570 г. При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия (Новгородские летописи. С. 341, 399), но и рассказы иностранцев (Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. СПб., 1909. С. 46; Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта Шлихтинга. Л., 1934. С. 29–30; Guagninus A. Omnium regionum Moschoviae monarchae subiectarum... descriptio // Rerum moscoviticarum auctores varii. Francofurti, 1600. P. 191–192). Если верить сообщению Шлихтинга, царь, надругавшись над саном П., сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, и вручил святителю музыкальные инструменты – атрибуты скомороха (ср.: Успенский Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 331). П. отправили в Александрову слободу, а затем, лишив сана, сослали в Никольский Веневский монастырь под Тулой, где несчастный вскоре скончался. В летописях приводятся различные даты смерти опального иерарха – 24 или 25 сентября (ср.: Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // М. Н. Тихомиров. Русское летописание. М., 1979. С. 198; Новгородские летописи. С. 107). А. М. Курбский в своей «Истории» утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке. За семнадцать с лишним лет правления П. много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа по укреплению престижа новгородской церкви отчасти объясняется тем, что именно при нем получила распространение ересь Феодосия Косого. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри (в 1554 г. заложил церковь Пантелеймона над гробом блаженного Николая Кочанова; в 1560 г. основал Тихвинский Успенский монастырь; в 1566 г. освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовском погосте, а в 1568 г.– новую церковь Николая Чудотворца), заботится о старых храмах (в 1557 г. «обложил» Никитинскую церковь; в 1558 г. поновил придел Иоакима и Анны в Софии, а через два года устроил в соборе царское и святительское места; в 1560 г. освятил придел Козмы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице), распространяет славу новгородских икон (в 1558 г. организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве; в 1561 г. провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора), отливает колокола и т. д. При П. 30 апреля 1558 г. произошло открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты, и по его распоряжению игумен Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя.

Сохранилось два сочинения, подписанных именем П. Это, во-первых, послание во Псков от 20 августа 1556 г., содержащее различные наставления священнослужителям. Из послания следует, что еще раньше архиепископ отправил во Псков не дошедшую до нас грамоту, в которой говорилось о выборе поповских старост «по соборному уложению», т. е. согласно решению Стоглавого собора. Послание известно в единственном списке XVI в. ГИМ, собр. Хлудова, № 82, где оно завершает текст Стоглава. По этому списку сочинение и опубликовано в издании Стоглава Н. Субботина (еще раньше отрывок из него напечатал А. Н. Попов). Во-вторых, архиепископ П. является автором послания царю Ивану Грозному, «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор», которое датировано 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск». Признанием достоинств последнего послания является то, что оно полностью включено в состав летописи. В посланиях П. проявил себя начитанным книжником. Если в первом из них угадывается влияние слов Серапиона Владимирского, то второе обнаруживает прямые заимствования из послания на Угру Вассиана Рыло. Историкам новгородской церкви известно было Евангелие руки П. (Здравомыслов К. Я. Иерархи... С. 33–34). В числе книг келейной библиотеки благовещенского попа Сильвестра сохранился автограф П. – переписанный им «Масленик соборной» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 519/776).

Изд.: АИ. 1841. Т. 1, № 302. С. 549–551; Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 215–216; Царьскиа вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) / Изд. Н. Субботин. М., 1890. С. 416–424; ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13, 2-я пол. С. 351–353 (репринт: М., 1965); М., 1965. Т. 29. С. 306–308.

Лит.: Амвросий, епископ. История российской иерархии. 2-е изд. М., 1822. Ч. 1. С. 77–78; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1887. Т. 6. С. 313; Тихомиров П. И. Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 году до кончины последнего митрополита новгородского Иова в 1716 году. Новгород, 1895. Т. 2, вып. 1. С. 171–195; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897. С. 32–34; Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1951. Т. 8. С. 183–184; Пронштейн А. П. Великий Новгород в XVI веке: Очерк социально-экономической и политической истории русского города. Харьков, 1957. С. 235–236; Будовниц. Словарь. С. 249; Скрынников Р. Г. Опричный террор // Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. 1969. Т. 374. С. 40–43, 88–90.

Д. М. Буланин

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пимен (по прозвищу черный)
Значение слова пимен (по прозвищу черный)
Что означает пимен (по прозвищу черный)
Толкование слова пимен (по прозвищу черный)
Определение термина пимен (по прозвищу черный)
pimen (po prozvischu chernyy) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):