Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - варлаам епископ суздальский

 

Варлаам епископ суздальский

Варлаам (ум. 1586 г.) – епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре.

Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается: 1) описанием чуда 1558 г., 2) повестью В. «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет», написанной от первого лица. Повествование В. перемежается перечислением чудес, происходящих у раки святой. Вопрос об авторе чуда 1558 г. остается открытым, предполагается, что эта статья скорее всего была написана Савватием, игуменом Махрищского монастыря, который, согласно рассказу В., увез Житие из Суздаля и на долгие годы задержал у себя «для преписания чудес». Однако существует мнение, что автором ее был сам Григорий. Вопрос о том, кому принадлежит описание последующих чудес, в научной литературе не обсуждался.

По косвенным данным установлено, что свою повесть В. написал в 1577–1580 гг. Во время «путного шествия» из Москвы в Махрищский монастырь В. случайно в монастырской книгохранительнице обнаружил Житие Евфросинии, которое тщетно искал в Суздале. Обнаруженный текст В. представил царю и митрополиту и добился установления собором празднования памяти святой. В. называет и конкретных лиц, и реальные события, но передано это с соблюдением витиеватого стиля, свойственного житийному канону. Жанр повествования об обстоятельствах создания жития, включаемого в состав самого жития, был общепринятым. В русской практике в этом жанре нередко выступают не сами авторы житий, а лица, собирающие материал и создающие условия для написания агиографического сочинения.

В роли собирателя материала и организатора создания житий В. выступал и ранее, будучи иноком Махрищского монастыря. Примерно в начале 60-х гг. XVI в. агиографом Иоасафом были написаны Жития Григория и Кассиана Авнежских и Стефана Махрищского. В Житии Григория и Кассиана Авнежских сообщается, что «главным источником сказания об Авнежских чудотворцах служили рассказы Махрищского игумена Варлаама, который по поручению митрополита в 1560 г. на месте собирал сведения о чудесах и по донесению которого собор, установив празднование Григорию и Кассиану, распорядился составить сказание о них» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 279). Стараниями В. было написано тем же Иоасафом и Житие Стефана, основателя Махрищского монастыря. В. отыскал в кладовой монастыря свитки с краткими записями прадеда своего Серапиона, современника Стефана, кроме того, сам описал чудеса святого, виденные им самим и со слов других свидетелей, а также включил в свой труд рассказы, слышанные им в детстве от прадеда. Этот материал он представил царю и митрополиту, которые поручили Иоасафу в соответствии с агиографическим каноном составить жизнеописание святого. Иоасаф прежде, чем приступить к написанию Жития, посетил Махрищский монастырь и сам прочитал записи Серапиона и расспросил В. и других иноков. Все эти подробности о создании Жития Стефана описаны в самом памятнике.

Дошедшие сведения показывают, что сам В. не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей. Судить о степени его писательских возможностей позволяет его повествование об обнаружении Жития Евфросинии.

Изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Еуфросинии Суздальския: Списано иноком Григорием / Изд. ОЛДП. СПб., 1888, с. 132–148; Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900, Приложение, с. 59–62.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 279–280, 285–286; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 655; Колобанов В. А. Владимиро-суздальские литературные источники XIV–XVI вв.: (Учебное пособие) М., 1982, с. 52–53.

Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое варлаам епископ суздальский
Значение слова варлаам епископ суздальский
Что означает варлаам епископ суздальский
Толкование слова варлаам епископ суздальский
Определение термина варлаам епископ суздальский
varlaam episkop suzdalskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):