Словарь книжников и книжности Древней Руси - вассиан патрикеев
Вассиан патрикеев
В. П. принадлежит пять публицистических произведений: написанные еще в период его ссылки «Собрание некоего старца» и «Ответ кирилловских старцев» и относящееся ко времени наибольшего приближения В. П. к великому князю «Слово ответно», «Слово о еретиках» и «Прение с Иосифом Волоцким» (между 1511 и 1515 гг.). «Собрание некоего старца», написанное в традиционном для русской церковной публицистики жанре поучения, имело целью опровержение «Доклада собора 1503 г.» в защиту монастырского вотчиновладения (на соборе был отвергнут предложенный правительством Ивана III проект секуляризации церковных и монастырских земель). Полемизируя с соборным «Докладом», В. П. призывал иноков «сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаяся своими руками»; свою точку зрения он обосновывал ссылками на Евангелие и исторические примеры – нестяжательность древних святых, основателей монастырей. «Ответ кирилловских старцев», которому для большей авторитетности была придана форма коллективного послания, был написан В. П. в связи с «Посланием» Иосифа Волоцкого великому князю о наказании еретиков. Инквизиторской программе иосифлян, требовавших беспощадных казней всех еретиков, как покаявшихся, так и непокаявшихся, в «Ответе кирилловских старцев» противопоставлялось иное, сравнительно гуманное отношение к еретикам: непокаявшихся еретиков следовало заточать, а покаявшихся – прощать и принимать в лоно церкви. В «Слове ответном» соединялись обе темы, волновавшие В. П., – об осуждении церковного и монастырского вотчиновладения и о необходимости относительно мягкого обращения с еретиками. Страстно обличая иноков за отступление от евангельских заповедей любви, нестяжания и милосердия, В. П. рисует в «Слове ответном» яркие картины жестокой эксплуатации монастырских крестьян и с глубоким сочувствием пишет об их бедственном положении; так в творчестве В. П. возникает новая тема – о положении крестьян, игравшая большую роль в публицистике XVI в. Важным этапом в творчестве В. П. является написание «Прения с Иосифом Волоцким»; в нем в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли подводится итог их многолетней полемики. В «Прении» В. П. указывает также, что он «учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей», и формулирует, таким образом, идею секуляризации церковных и монастырских земель. В середине 10-х гг. В. П. приступает к составлению своей «нестяжательской» Кормчей. Для нее он пишет «Слово о еретиках», в котором подвергает всестороннему рассмотрению вопрос об их судьбе, и создает новую редакцию «Собрания некоего старца»; обоим произведениям В. П. придает форму канонических трактатов, в которых рассуждения автора подкреплялись ссылками на правила Кормчей книги. Первая редакция «Кормчей» В. П. была закончена в 1517 г., вторая, составленная при участии Максима Грека, – в 1518–1522 гг. Кормчая В. П., в отличие от официальной, признанной русской церковью, была построена не по хронологическому, а по систематическому принципу, что давало возможность составителю, путем соответствующего подбора статей, проводить нужные ему идеи.
Основными чертами литературной манеры В. П. являлись острота, страстность обличений и резкость, едкость полемики. Первого он достигал путем противопоставления реальной действительности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго – посредством широкого применения иронии. В последнем отношении публицистическое мастерство В. П. имело точки соприкосновения с «кусательным» стилем Ивана IV.
В истории русской публицистики XVI в. В. П. занимает почетное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства, чье учение о недопустимости для монастырей владеть селами отвечало не только интересам централизованного государства и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах. Нестяжательские идеи В. П. поддержал после переезда в Россию Максим Грек, на них опирался Феодосии Косой, критикуя вотчинные права монастырей.
Изд.: Полемические сочинения инока – князя Вассиана Патрикеева // ПС, 1863, ч. 3, с. 93–112, 180–210; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960, с. 223–285.
Лит.: Павлов А. О Кормчей князя-инока Вассиана Патрикеева // Учен. зап. Казан. унив. по Отд. ист.-филол. и пол.-юрид. наук, 1864, вып. 2, с. 489–498; Иконников B. C. Русские общественные деятели XVI в. Киев, 1866, с. 44–63; Хрущев И. Князь-инок Вассиан Патрикеев// Древняя и новая Россия, 1875, т. 1, № 3, с. 264–276; Моисеева Г. Н. 1) К вопросу о датировке «Собрания некоего старца» Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 15, с. 349–361; 2) Об идеологии «нестяжателей» // Ист. СССР, 1961, № 2, с. 88–101; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 426–449; Dеwеy Н., Мatеjiс М. The Literary Arsenal of Vassian Patrikeew // The Slavic and East European Journal, 1966, vol. 10, № 4, p. 440–452; Казакова Н. А. 1) Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в. Л., 1970, с. 155–243 (рец.: Лурье Я. С. – Ист. СССР, 1972, № 4, с. 163–167); 2) К изучению Кормчей Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 345–349; 3) Новый список сочинений Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29, с. 194–197; 4) Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами // Из истории феодальной России. Л., 1978, с. 111–115; Зимин А. А. 1) Россия на пороге нового времени. М., 1972, с. 127–130, 330–335 и др.; 2) Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та, 1974, вып. 121, с. 87–103.
Н. А. Казакова
Словарь книжников и книжности Древней Руси