Словарь книжников и книжности Древней Руси - великие минеи четии
Великие минеи четии
Известны три «чистовых», полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельных редакции, или, точнее, три 12-томных книжных свода («цикла»): Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения и принадлежности). К настоящему времени из 12 книг Софийского (Новгородского) списка ВМЧ сохранилось 8 (утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель месяцы); 7 из них находятся в составе Софийского собрания ГПБ (постатейно описаны Д. И. Абрамовичем), а одна минея за август хранится в ЦГАДА (см.: Центральный государственный архив древних актов: Путеводитель, ч. 1). Успенский список ВМЧ, единственный из всех трех сохранившийся в полном составе, находится в Синодальном собрании ГИМ (см.: Протасьева. Описание..., ч. 1, № 784–795 (986–997), с. 174–190). От Царского списка уцелели 10 томов (отсутствуют книги за март и апрель), также хранящиеся в Синодальном собрании ГИМ (там же, № 796–805 (174–183), с. 191–207).
Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Общее представление о последовательности этого процесса можно составить на основании вкладных записей и предисловий митрополита Макария (его «Летописцев»), предпосланных томам ВМЧ. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529/1530 г. и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 г. 12 Успенских книг ВМЧ Макарий внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот комплект миней хранился до 1886 г., после чего был передан в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554 г. В XVII в. Царский список ВМЧ хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась помета дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора.
Создание Софийского списка происходило при новгородском архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, не только переписывавших произведения, но и переделывавших их и предпринимавших новые переводы и «исправления» их по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», – как писал об этом в предисловии к ВМЧ сам Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек (Софийской, Вяжицкой, Отенской и др.). Работа над Успенским и Царским списками частично также проводилась и в Новгороде (здесь, например, происходило копирование текстов Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси», Макарий мог уже привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление этих списков происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.
Литературная история ВМЧ полностью не исследована. Предварительные наблюдения В. А. Кучкина над ноябрьской книгой ВМЧ раскрыли весьма сложные текстологические взаимосвязи Софийского, Успенского и Царского списков. В копию, снятую около 1542 г. с Софийского списка ноябрьской минеи, в течение 5 лет (с 1542 по 1547 гг.) вносились дополнительные тексты (например, Толковое евангелие), а окончательно Успенский список минеи за ноябрь был сформирован лишь около 1550 г. Работа над самым поздним, Царским, списком ВМЧ за ноябрь велась новгородскими и московскими мастерами в два приема, с привлечением материалов и Софийского, и Успенского списков (см. работу Кучкина 1974 г.). Е. В. Барсов в предисловии к «Описанию» ВМЧ, составленному А. В. Горским и К. И. Невоструевым (1884, с. X), отмечает существенные отличия Софийского списка от состава обоих московских списков ВМЧ, почти в два раза превышающих его по объему, благодаря пополнению, в частности, житиями русских святых, созданными в связи с канонизацией на соборах 1547 г. и 1549 г. (Житие Иосифа Волоцкого и др.), вступительными «Летописцами», излагавшими содержание и историю создания ВМЧ, словами Григория Цамблака или, например, «Откровением» Мефодия Патарского, а также – целыми сборниками сочинений отдельных авторов или книгами библейскими, Златой чепью, Пчелой и др.
Кроме трех основных списков ВМЧ – Софийского, Успенского и Царского – исследователями зафиксировано также наличие более поздней сокращенной редакции майской книги ВМЧ 1569 г. (см. работу С. А. Бугославского) и существование ранних черновых списков ВМЧ (например, декабрьской ВМЧ – см. работу Н. Ф. Дробленковой). Для создания полной картины развития и связей между собой текстов всех трех 12-томных книжных сводов ВМЧ необходимо дальнейшее разыскание и привлечение к изучению всех списков ВМЧ, включая их черновые и поздние копии, а также редакции XVII–XVIII вв.
Изучение ВМЧ началось еще в конце XVII в. с описания их состава, когда справщик Печатного двора, монах Евфимий, составил краткое «Оглавление» ВМЧ по Успенскому списку (оно известно в двух списках: ГИМ, Синод. собр., № 587 и 694 и в черновом автографе из собрания М. П. Погодина, коллекция П. М. Строева). «Оглавление» было опубликовано В. Ундольским в 1847 г. (прежде сделанное Т. Н. Протасьевой в ее «Описании» – на с. 172, 173 и 208, сноска 2, примечание со ссылкой на Н. С. Гринбаума, что составленное Евфимием «Оглавление» ВМЧ не было издано, – ошибочно). Последующие описания состава ВМЧ принадлежат Савве (1858 г.), Иосифу (1892 г.; полное оглавление Успенского списка ВМЧ), А. В. Горскому и К. И. Невоструеву (научное постатейное описание ВМЧ с 1 сентября по 26 мая: подготовлено к изданию в 1884 и 1886 гг. Е. В. Барсовым) и Т. Н. Протасьевой, дополнившей это описание невошедшими материалами и указаниями русских оригинальных статей в Успенском и Царском списках ВМЧ.
В основу ВМЧ были положены материалы миней домакарьевского состава (см. статьи М. Н. Сперанского 1896 и 1901 гг.) и Пролога (Синаксаря) – Стишного и 2-й (Славянской) редакции, а также Торжественников. Кроме того, они были пополнены агиографическими сочинениями, житиями и мучениями святых, русскими и переводными, полными текстами патериков (Азбучно-Иерусалимского, Египетского, Синайского, Скитского, Сводного и Киево-Печерского), библейскими книгами (Евангелиями, Апокалипсисом и пр.), толковыми Псалтирями, праздничными и похвальными словами, поучениями, посланиями, толкованиями, сочинениями «отцов церкви» – Василия Великого, Григория Богослова, целыми сборниками (Златоустом, Златоструем, Маргаритом и др.), «Тактиконом» Никона Черногорца (см. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца), а также разнообразными историческими и публицистическими произведениями, сказаниями и «хождениями», документальными материалами (уставами, актами, грамотами и пр.), Кормчей книгой и даже апокрифами.
При сборе материала, который часто копировался с поздних, испорченных списков, производилось исправление «древних пословиц»: на основе древнейших писались новые редакции и делались новые переводы или производилась сверка и исправление переводных библейских, житийных и других произведений по их греческим оригиналам (например, В. П. Адриановой-Перетц выявлены исправления по греческому оригиналу в тексте Жития Алексея человека божия, включенного в ВМЧ под 10 ноября).
Состав ВМЧ велик, разнообразен и представлен различными жанрами. Однако безусловно далеко не все книги, читавшиеся на Руси в первой половине XVI в., были включены в ВМЧ: не вошли летописи, хронографы (сами по себе являющиеся особыми книжными сводами) и целый ряд историко-литературных сочинений (притом не только светских по содержанию), а произведения некоторых авторов были включены не полностью (так, например, лишь несколько из известных посланий Киприана, слов Кирилла Туровского). Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская и редакторская работа; она была связана не только с отбором материала и распределением его по томам и внутри каждого тома по дням месяца, но и заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого материала, включенного в ВМЧ, с тем чтобы изложение было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма». Как правило, включение памятника в ВМЧ приводило к созданию его новой редакции. Этот процесс особенно ярко прослеживается на примере житий.
Митрополиту Макарию, по всей видимости, принадлежит замысел создания ВМЧ, решение вопросов об их составе и участие в окончательном их редактировании. Все случаи его личного участия в этом книжном своде как писателя (помимо уже атрибутированных ему сочинений) еще предстоит выявить.
К созданию ВМЧ были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам и др., до неопытных авторов какого-нибудь единственного сочинения, написать которое для ВМЧ им было поручено Макарием. «Во спасение души» предпринимали книгописные труды для ВМЧ и высшие церковные иерархи XVI в., такие как новгородский архиепископ Феодосий, епископ крутицкий Савва Черный, епископ вологодский и владимирский Иоасаф. Писцы работали над ВМЧ не только в книгописных мастерских митрополита в Новгороде и Москве, но и по велению царя переписывали книги также и в других городах России, о чем, например, свидетельствует запись писца Мокия (см.: Савва, архим. Указатель..., с. 210). Имена писцов, на долю которых легло копирование текстов ВМЧ, наиболее полно сохранились на полях Царского списка (в Успенском списке большинство этих записей было срезано при реставрации рукописи в XVII в. – см. «Описание...» Т. Н. Протасьевой (М., 1970, ч. 1)).
Внешнему оформлению ВМЧ и соблюдению их композиции, расположения материала по годичному кругу церковного календаря, придавалось особое значение. В каждой из 12 книг ВМЧ (по типу домакарьевских миней и прологов) произведения подобраны и расположены в порядке дней, на которые приходится «память» святого. Та часть материала, которая не поддавалась распределению по порядку дней календаря, не имея связи с именем какого-либо святого, помещалась в конец книги, в последних числах месяца, как своеобразное дополнение к минее. Составители стремились к примерному равенству объема всех 12 книг миней. Внешнее оформление ВМЧ тоже выдержано в стиле «второго монументализма». Размеры 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из них 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов форматом в развернутый александрийский лист, заполненных полууставом разных почерков в две колонки и изукрашенных изящными заставками нововизантийского стиля (по золотому фону с преобладанием синей краски). Заглавия выполнены четкой киноварной вязью. Кроме того, иллюминированы отдельные сюжеты внутри книг (например, в Софийском и Успенском списках за август). Часть книг сохранила переплеты XVI в. (с обрезом досок по размеру листов), обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением; на средниках позеленевшей меди вязью вырезаны названия месяца.
ВМЧ зафиксировали состав книг, особенно ценившихся и имевших наибольшее обращение в определенных кругах грамотных людей рубежа XV–XVI вв., и при этом способствовали сохранению от гибели многих литературных памятников. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал также формированию в Москве будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки.
В XVII в. ВМЧ были положены в основу Миней четьих Чудовских (1600 г.), Германа Тулупова и И. И. Милютина, а в конце XVII – начале XVIII вв. – в основу миней четьих Дмитрия Ростовского (Даниила Саввича Туптало), завершившего замысел митрополита Макария о заполнении произведениями всех дней годового «круга чтения».
Особой популярностью ВМЧ Макария пользовались у старообрядцев (выписки из ВМЧ встречаются в составе старообрядческих сборников, «Цветников»). В подражание ВМЧ Андрей Денисов составил свои четьи минеи для Выговской пустыни.
Научное издание текстов ВМЧ Макария (по трем спискам) было частично осуществлено Археографической комиссией в 1863–1916 гг. Неизданными остались книги за январь (11 числа), февраль, март, май, июнь, июль и август, ноябрь (с 26 числа). При пользовании этим изданием следует помнить, что в нем Успенскому списку ошибочно дано наименование Царского; это внесло путаницу в последующие работы исследователей (издание, предпринятое в 1910–1913 гг. Московской старообрядческой книгопечатней при журнале «Златоструй», носит выборочный характер и также не завершено; выпуски этого издания указаны: ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 242).
Изд.: Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 771–784 (отрывки) Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссией. Т. 1. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868; Сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869; Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883; Октябрь, дни 1–3. СПб., 1870; Октябрь, дни 4–18. СПб., 1874; Октябрь, дни 19–31. СПб., 1880; Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897; Ноябрь, дни 13–15. СПб., 1899; Ноябрь, день 16. М., 1910; Ноябрь, дни 16–17. М., 1911; Ноябрь, дни 16–22. М., 1914; Ноябрь, дни 23–25. М., 1916 (1917); Декабрь, дни 1–5. М., 1901; Декабрь дни 6–17. М., 1904; Декабрь, дни 18–23. М., 1907; Декабрь, день 24. М., 1910, Декабрь, дни 25–31. М., 1912; Декабрь, день 31. М., 1914 (вып. 14, тетрадь 1 – не до конца); Январь, дни 1–6. М., 1910; Январь, дни 6–11. М., 1914; Апрель, дни 1–8. М., 1910; Апрель, дни 8–21. М., 1912; Апрель, дни 22–30. М., 1916; «Книга, глаголемая Козмы Индикоплова» из рук. Моск. главн. архива МИД. Минея Четья митрополита Макария (новгородский список; XVI в. Месяц август, дни 23–31 (собр. кн. Оболенского № 159) / Изд. ОЛДП. СПб., 1886, № 86); Из Великих Миней Четьих Макария / Подгот. текста и ком. Н. Ф. Дробленковой, пер. Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986, с. 478–549, 625–634.
Лит.: Ундольский В. 1) Библиографические разыскания по случаю выхода «Описания Библиотеки имп. Московского общества истории и древностей российских» / Сост. П. М. Строевым. М., 1845 (окончание) // Москвитянин. М., 1846, № 11–12, с. 209–210; 2) Оглавление Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, сост. справщиком, монахом Евфимием // ЧОИДР, 1847, кн. 4, отд. IV, с. III–VIII, 1–78; Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. М., 1858, с. 209–211; Макарий, еп. О новгородских Макарьевских Четьих Минеях // Летописи Тихонравова. М., 1859, т. 1, с. 68–73; Ключевский В. О. 1) Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссии. Т. 1. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868 (переизд. рец., опубликованной в газ. «Москва», 1868, № 90, 20 июня) // Ключевский В. О. Отзывы и ответы. 3-й сборник статей. М., 1914, с. 1–20 (2-е изд. Пгр., 1918); 2) Древнерусские жития, с. 221–297; Петров Н. О происхождении и составе славянорусского печатного Пролога: Иноземные источники (Продолжение) // Тр. Киев. дух. акад., 1875, № 5, с. 348–351; Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1875, т. 1, с. 203–215, прилож. № 9, с. 74–130 (2-е изд. Владимир, 1901, с. 264–265, 273); О Четьих Минеях // ПДП, № 4. Протокол годового собрания Общества 26 апреля 1879 г. с приложениями: (Доклады). СПб., 1879, вып. 3, с. 39–56; Веселовский А. Заметки по литературе и народной словесности. 3. К Сказанию о прении жидов с христианами. СПб., 1883 (СОРЯС, т. 32, № 7), с. 26–28; Владимиров П. В. Великое Зерцало: (Из истории русской переводной литературы XVII в.) // ЧОИДР, 1883, кн. 2, отд. 4, с. 68–75; Горский А. В., Невоструев К. И. Описание Великих Четьих Миней Макария, митрополита Всероссийского / С предисл. и доп. Е. В. Барсова // ЧОИДР, 1884, кн. 1, отд. 2, с. I–XIX, 1–64; 1886, кн. 1, отд. 2, с. 65–184; Лебедев В. К истории кирилло-мефодиевского славянского перевода Библии на Руси: (Продолжение) // Странник, СПб., 1885, № 3, с. 407–411; Иосиф, архим. Подробное оглавление Великих Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской патриаршей, ныне Синодальной библиотеке. М., 1892; Пономарев А. И. Жизнь и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского по древнему славяно-русскому Прологу и по Четиим Минеям митрополита Макария // Странник. СПб., 1892, № 9, с. 3–19; Сперанский М. Н. 1) Протокол 14 заседания Славянской комиссии Московского археологического общества: Реф. докл. о южнославянских Четьих Минеях и реформе Макария в минеях // Древности, 1895, т. 1, с. 34–35; 2) Сентябрьская Минея Четья домакарьевского состава // СОРЯС. СПб., 1896, т. 64, № 4, с. 1–23; 3) Октябрьская Минея Четья домакарьевского состава // ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 1, с. 57–87; 4) Славянская метафрастовская Минея Четья // ИОРЯС, 1904, т. 9, кн. 4, с. 176–189; Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четьих Минеях митрополита Макария: Извлечение из протоколов Совета Киевской Духовной академии за 1900 г. // Тр. Киев. дух. акад., 1901, № 5, Приложение, с. 367–369; Сироткин С. М. Письмо по поводу издания и состава ВМЧ за декабрь месяц // ЛЗАК, 1901, вып. 12. Извлечения из протоколов, с. 126–130; Абрамович Д. И. Описание рукописей С.-Петербургской духовной академии: Софийская библиотека. Вып. 2. Четьи Минеи; Прологи; Патерики. СПб., 1907, с. 1–154; Бугославский С. А. Сокращенная редакция Великой Четьи Минеи за май месяц в рукописи Казанской духовной академии 1569 г. № 514 (533) (631) // ИОРЯС, 1913, т. 18, кн. 4, с. 347–351; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913, с. 107–142, Приложение (ПДПИ, т. 180), с. 15–31, 33–48; Попов Н. П. 1) Автографы митрополита Макария, собирателя Великих Миней // ЛЗАК. СПб., 1913, вып. 25, с. 5, примеч. 2; 2) Иосифово Сказание о ереси жидовствующих по спискам Великих Миней // ИОРЯС, 1913, т. 18, кн. 1, с. 173–197; 3) О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки // Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. М., 1934, с. 31, 33–36; Шестаков Д. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиих // БВ, 1914, № 2, с. 369–382; Серебрянский. Княжеские жития, с. 123–139, 215–217, 257–260, Приложение (№ 31), с. 124–137; Адрианова В. П. Житие Алексея, человека божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917, с. 99–107; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной южнославянской и русской литературам. LXXXIII–LXXXIV // ИОРЯС, 1917, т. 22, кн. 1, с. 27–44; Щеглова С. А. Богогласник: Историко-литературное исследование. Киев, 1918, с. 208, 231–232, 292–294; Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII вв. IX. К изучению Четьи 1489 г. // Сборник по русскому языку и словесности. Л., 1928, т. 1, вып. 1, с. 9–12, 19–21; Орлов А. С. Книга русского Средневековья и ее энциклопедические виды // Докл. АН СССР. Сер. В, 1931, № 3, с. 37–51; Центральный государственный архив древних актов: Путеводитель. М., 1946, ч. 1, с. 142 (Рукописное собрание кн. М. А. Оболенского, ф. 201. Славяно-русские летописи); Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней: (К 400-летию составления Великих Четиих Миней) // Журн. Моск. патриархии, 1953, № 5, с. 49–54; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева (ч. 1, № 577–819) / Под редакцией М. В. Щепкиной. М., 1970, с. 170–208 (№№ 784–807); Рогов А. И. Минеи: (Справка) // Метод. пособ. по описанию славяно-русских рук. для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973, вып. 1, с. 297–305; Кучкин В. А. 1) О формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела: Тезисы докладов Второй Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения; Секция рукописной книги. М., 1974, с. 22–26; 2) О формировании Великих Миней Четиих митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976, с. 86–101; Дробленкова Н. Ф. 1) Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976, с. 386–390; 2) Великие Минеи Четии // ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 238–243; 3) Из истории жанра Четиих Миней в русской литературе // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 139–181; Miller D. В. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin; Wiesbaden, 1979. Bd 26. S. 262–382; Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии: Сб. научных трудов. Новосибирск, 1981, с. 126–137; Гаврюшин Н. К. Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники. 1982–1983. М., 1984, с. 119–130.
Н. Ф. Дробленкова
Словарь книжников и книжности Древней Руси