Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - воспоминание отчасти святыя горы афонския

 

Воспоминание отчасти святыя горы афонския

«Воспоминание отчасти святыя горы Афонския, како наречена бысть Святая гора и коих вин ради тако прозвася» («Повесть о приходе пречистыя богородицы во Афонскую гору в данный ей жребий») – апокрифическое сказание о посещении Афона богородицей, в состав которого включен рассказ о посещении богородицей Лазаря четверодневного, перевод с греческого. Другой вариант перевода, принадлежащий Стефану Святогорцу, включен в книгу «Рай Мысленный» (Иверская типография, 1659, л. 4–7), а также опубликован Порфирием Успенским по рукописи сербского монастыря св. Павла (Восток Христианский, ч. 2, с. 129–131). Порфирий Успенский анализировал версию Стефана Святогорца, в то время как закрепившееся в русской рукописной традиции В. практически не исследовалось.

В начале XVII в. В. было включено в собрание сочинений Максима Грека (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 200), что дало основание А. И. Иванову считать Максима его автором. Основной аргумент А. И. Иванова – использование сюжета о посещении богородицей Афона в двух других сочинениях, принадлежащих Максиму Греку, – в статье «Вопрошание известно от некоих, почто от тридневного воскресения Христова...» (по книге А. И. Иванова № 278) и в «Изложении отчасти пребываниа и чина сущих во Святей горе святейших монастырей общих и глаголемых особных» (там же, № 323). Однако первая часть «Вопрошания...» (ответ на вопрос об артусе и вариант сюжета о посещении богородицей Афона и Кипра) почти дословно совпадает с текстом другого сочинения начала XVI в. – послания Нила, епископа тверского об артусе. В. Г. Брюсова обосновывает принадлежность Нилу и заключительной части «Вопрошания...» (см.: Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его послание князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 180–187). Таким образом, авторство Максима Грека по отношению к «Вопрошанию...» сомнительно, а следовательно, использование в нем сюжета о посещении богородицей Афона и Кипра не может служить аргументом для атрибуции Максиму В., как и беглое упоминание путешествия богородицы в «Изложении отчасти...» (см.: Синицына Н. В. Послание Максима Грека (1518–1519 гг.) Василию III об устройстве афонских монастырей // ВВ. М., 1965, т. 26, с. 128–129).

Ранняя рукописная традиция В. не связана с именем Максима Грека. Древнейшие его списки относятся к началу XVI в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 686; собр. МДА, № 50); в упоминаемом М. Н. Сперанским сборнике XV в. ГБЛ, собр. ОИДР, № 189 читается другое сочинение со сходным началом. Сборник МДА, № 50 содержит слова Афанасия Александрийского и жития русских и греческих святых, Троицкой лавры, № 686 – преимущественно жития сербских святых.

Большая часть списков В., относящихся к XVI в., происходит из наиболее крупных монастырских библиотек: Троице-Сергиевой лавры (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 686; собр. МДА, № 50), Кирилло-Белозерского (ГПБ,Соф. собр., № 1418), Волоколамского (ГПБ, Q.XVII.64 – сборник Нифонта Кормилицына; ГБЛ, Волок. собр., № 166), Соловецкого (ГПБ, Солов. собр., № 437/51) монастырей. Популярность В. в монастырской среде XVI в. связана, по всей видимости, с возросшей ролью Афона как международного христианского центра после падения Царьграда. В 60-е гг. XVI в. с вариантом названия «Повесть о приходе пречистыя богородицы...» В. попадает в прибавления к Хронографу Русскому редакции 1512 г. (ЦГИА, ф. 834, оп. 3, № 4013; ГИМ, Музейское собр., № 2176) вместе с Повестью о царице Динаре и кратким русским летописцем (см.: Троицкая. Ранние этапы...). При внесении в прибавления к Хронографу сочинение утратило заключающие его в ранних сборниках краткие слова «О житии пресвятой богородицы», «Знамение господа нашего Исуса Христа», приписываемые Епифанию Кипрскому.

Для XVII столетия характерен процесс циклизации сочинений с афонской тематикой вокруг В. (сказания о Ватопедском монастыре, об Иверской святогорской иконе, отрывки из житий афонских святых и др.). Представляя собой рассказ об истоках христианства на Афоне, В. служило наиболее выигрышным фоном для разнообразных сочинений об афонских святых, чудесах от святогорских икон. Не случайно именно в окружении сочинений о святогорских Иверском и Ватопедском монастырях В. было включено в собрание сочинений Максима Грека (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 200).

В XVIII в. В. распространялось преимущественно в составе сочинений Максима; в XIX в. на его основе был создан духовный стих (ИРЛИ, Пинеж. собр., № 25, XIX в.; ИРЛИ, Карел. собр. № 216, XX в.). В. остается неизданным.

Лит.: Порфирий [Успенский]. Восток Христианский: История Афона. Ч. 2. Афон христианский, мирский. Киев, 1877, с. 3–26; Сперанский М. Н. Повесть о Динаре в русской письменности // ИОРЯС. Л., 1926, т. 31, с. 60, 79; Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерусской литературе. Л., 1972, с. 21; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969, с. 195–196; Троицкая Т. С. Ранние этапы литературной истории Повести о Динаре (XVI в.) // Древнерусская книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982, с. 30–39.

Т. С. Троицкая

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое воспоминание отчасти святыя горы афонския
Значение слова воспоминание отчасти святыя горы афонския
Что означает воспоминание отчасти святыя горы афонския
Толкование слова воспоминание отчасти святыя горы афонския
Определение термина воспоминание отчасти святыя горы афонския
vospominanie otchasti svyatyya gory afonskiya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):