Музыкальная энциклопедия - бузони ф. б.
Связанные словари
Бузони ф. б.
Б. один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского иск-ва. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте. Обширный репертуар Б. состоял в основном из произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа; особенно удавались ему Бах и Лист, меньше Шопен. Вершина деятельности Б.-пианиста "листовский цикл" (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня рождения Листа).
Развитию пианистич. иск-ва способствовали разработанные Б. методы упражнений ("техническая фразировка", "технические варианты") и приёмы перелож. с органа, изложенные в комментариях и приложениях к его редакции 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха (1894-97, рус. пер., М., 1941). Широко известны также многочисл. редакции и транскрипции др. сочинений Баха и Листа.
Обширно композиторское наследие Б. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым новаторством в области гармонии, формы. Недооценивавшиеся при жизни Б., его произв. впоследствии привлекали всё большее внимание муз. мира. Наиболее значит. из них оперы "Турандот" (1917), "Арлекин, или Окна" (1916), "Доктор Фауст" (1916-24, не окончена); "Контрапунктическая фантазия" для 2 фп. (1922), фп. концерт (1904), 2-я соната для скрипки с фп. e-moll (1898) и др.
Взгляды на музыку Б. изложил в книгах и многочисл. статьях, где он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность "обработок", требовал преобразования оперы, отстаивал принципы "молодой классичности" (junge Klassizitat), к-рая, по его мнению, должна господствовать в иск-ве в противовес романтич. преувеличениям, экспрессионизму, импрессионизму.
Б. оказал влияние не только на своих учеников (по фп. Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М. Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др.; по композиции К. Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на мн. музыкантов, художников, писателей и поэтов. С 1949 в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Междунар. конкурсы пианистов им. Б.
Сочинения: оперы (либр. Б.) Выбор невесты (Die Brautwahl, по Э. Т. А. Гофману, 1908-10, пост. 1912, Национальный т-р, Гамбург), Арлекин, или Окно (Arlecchino о le Finestre, 1914-16, пост. 1917, Муниципальный т-р, Цюрих), Турандот (по К. Гоцци, 1917, там же), Доктор Фауст (завершена Ф. Ярнахом, 1925, т-р "Королевская опера", Дрезден); для орк. 4 сюиты (No 1, op. 25, 1888; No 2, op. 34a, 1895, нов. ред. 1903; No 3, op. 41, 1904; No 4, op. 45, изд. 1917), 6 элегий и др.; для инструмента (соло) с орк. Konzertstьck для фп. (ор. 31а, 1890), концерт для скр. (D-dur, op. 35a, 1899), концерт для фп. (с заключит. мужским хором на сл. А. Г. Эленшлегера, ор. 39, 1904; вариант с финалом без хора 1906), Индейская фантазия для фп. (ор. 44, 1913), концертино для кларнета (1918); камерно-инстр. ансамбли 2 квартета (C-dur, op. 19, 1881; d-moll, op. 26, 1889), 2 сонаты для скр. и фп. (C-dur, op. 29, 1890; e-moll, op. 36a, 1898) и др.; для фп. в 2 руки 6 сонатин (1910-21), Элегии (7 пьес, 1907, изд. 1908), Молодёжи (An die Jugend, 4 пьесы, 1908, изд. 1909), Индейский дневник (Indianisches Tagebuch, 4 этюда, 1915, изд. 1916), Токката (1921, изд. 1922), Фортепианное упражнение (Klavierьbung, 5 тетр., 1918-22; 10 тетр., 1925) и др.; для 2 фп. Импровизация на тему хорала Баха (1916), Контрапунктическая фантазия (1921, изд. 1922); песни; обработки, в т. ч. для фп. скр. Чакона, 10 хоральных прелюдий Баха, фантазия Листа на темы оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта, для 2 фп. увертюра к опере "Волшебная флейта", Фантазия для механич. органа, Концертное дуэтино Моцарта, для фп. с орк. Испанская рапсодия Листа, и др.; ред. клавирные произв. Баха (25 тт.), все фп. этюды (3 тт.) и фантазия "Дон-Жуан" Листа.Литературные сочинения: Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, B., 1907, доп., 1916, 1954 (рус. пер. Эскиз новой эстетики муз. искусства, СПБ, 1912); Versuch einer organischen Klavier-Notenschrift, Lpz., 1910; Von der Einheit der Musik... Verstreute Aufzeichnungen, В., 1922 (с нотогр. и библ.), rev. ung erg. Wesen und Einheit der Musik, В., 1956; Ьber die Mцglichkeiten der Oper..., Lpz., 1926; Scritti e pensieri sulla musica. A cura di L. Dallapiccola e G. M. Gatti..., Mil., 1954; О пианистическом мастерстве. Избр. высказывания, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962.Письма: Briefe an seine Frau, Erenbach Z. Lpz., 1935; Fьnfundzwanzig Busoni-Briefe, hrsg. von G. Selden-Goth, W. Lpz. Z., 1937.Литература: Левитин A., Три отрывка из повести "В музыкальной бурсе", "СМ", 1936, No 2; Бариновa M. H., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964; Коган Г., Ферруччо Бузони, М., 1964, доп., 1971; его же, Д'Альбер, Бузони и современность, "СМ", 1967, No 1, с. 58-60 (то же, в кн.: Коган Г. М., Избр. статьи, вып. 2, М., 1972); Гнесина Е., Из моих воспоминаний о Ферруччо Бузони, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Кемпф В., Незабываемые встречи, "СМ", 1967, No 1, с. 60-64;Leichtentritt H., Ferruccio Busoni, Lpz., 1916 (с нотогр. и библ.); Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918, 1920; Selden-Goth G., Ferruccio Busoni. Der Versuch eines Portrдts, Lpz. W. Z., 1922 (с нотогр. и библ.); Werk-Verzeichniss, Lpz., 1924; Wassermann J., In memoriam Ferruccio Busoni, В., 1925; Аltmann W., Versuch einer Bibliographie ьber neue Musik, Ferruccio Busoni, в кн.: Von neuer Musik..., Kцln, 1925; Bonaccorsi A., в сб.: Miscellanea storica della Valdesi, 38, Cactelfiorantino, 1930; Martinssen C. A., Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930 (рус. пер. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли, М., 1966); Nаdel S. F., Ferruccio Busoni, Lpz., 1931; Dent E., Ferruccio Busoni, a biography, L., 1933 (с нотогр. и библ.), Oxf., 1966; Zweig St., Begegnungen mit Menschen, Bьchern, Stдdten, W. Lpz. Z., 1937, нов. изд., В. Fr./M., 1956 (рус. пер. Встречи с людьми, городами, книгами, в кн.: Цвейг С., Собр. соч., т. 7, М., 1963); Debusmann E., F. Busoni, Wiesbaden, 1949 (с нотогр. и библ.); Busoni Gerda, Erinnerungen an Ferruccio Busoni, В., 1958; Sсhonberg H. С., Dr. Faustus at the deyboard, в его кн.: The great pianists, N. Y., 1963, p. 345-54; Selden-Goth G., Ferruccio Busoni. Un profilo, Firenze, 1964; Stuckenschmidt H. H., Ferruccio Busoni. Zeittafel eines Europдers, Zьrich, 1967; Оesсh H., Busoni, в его кн.: Wladimir Vogel, Bern, 1967, S. 17-41.Г. М. Коган.