Музыкальная энциклопедия - фугетта
Связанные словари
Фугетта
Строятся Ф. в принципе так же, как "большие" фуги (см., напр., двойную Ф. No4 C-dur для клавира Генделя, орг. Ф. на хорал Пахельбеля), но они всегда менее масштабны. Наиболее полно и стабильно построение экспозиции; развивающий раздел формы обычно невелик не более одной группы вступлений (во многих случаях композиторы считают достаточной секвентную или имитац. интермедию: орг. хоральная Ф. "Allein Gott in der Hцh' sei Ehr" Баха, BWV 677); завершающая часть формы нередко ограничивается единств. проведением темы (фп. Ф. h-moll op. 9 No 3 Чюрлёниса). Хотя применение сложных контрапунктич. форм не исключается (бесконечный канон в Ф. No 4 C-dur Генделя, такты 10-15, обращение темы в Ф. из "Полифонич. тетради" для фп. Щедрина, стретта в увеличении в фп. Ф. d-moll Аренского), всё же простые виды имитации для Ф. являются нормой. Ф. встречается как самостоят. произв. (Ф. c-moll Баха, BWV 961), как вариации (No 10 и 16 в "Гольдберговских вариациях" Баха, No 24, в "Вариациях на тему вальса Диабелли" Бетховена, Ф. на тему BACH Римского-Корсакова в "Парафразах"), как часть цикла ("Мини-сюита" для органа ор. 20 Леденёва). Существует мнение, что Ф. может быть разделом более крупного целого (Праут, гл. X), однако в подобных случаях Ф. практически не отличается от фугато. Ф. часто предшествует вступит. пьеса прелюдия или фантазия (Фантазии и Ф. B-dur, D-dur Баха, BWV 907, 908); нередко Ф. объединяются в сб-ки или циклы (Прелюдии и фугетты Бaxa, BWV 899-902, Шесть фуг Генделя для органа или клавесина ор. 3, Четыре фп. Ф. ор. 126 Шумана). В 17 1-й пол. 18 вв. орг. Ф. как форма обработки хоральной мелодии (обычно только для мануалов) использовалась часто и многообразно (И. Пахельбель, И. К. Ф. Фишер, И. К. Бах, И. Г. Вальтер). Совершенные образцы принадлежат И. С. Баху (нек-рые орг. Ф. из 3-й части "Клавирных упражнений" представляют собой более простые мануальные варианты больших хоральных обработок.: напр., "Dies sind die heilgen zehn Gebot", BWV 678 и 679); маленькие прелюдии и фуги для органа (BWV 553-560) и Ф. для клавира Бах предназначал для педагогич. целей. Композиторы 2-й пол. 18-19 вв. (В. Ф. Бах, Л. Бетховен, А. Рейха, Р. Шуман, Н. А. Римский-Корсаков) обращались к Ф. значительно реже; в 20 в. она получила широкое распространение в инструктивно-педагогич. репертуаре (С. М. Майкапар, А. Ф. Гедике и др.).
Литература: Золотарев В. А., Фуга Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965; Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962; Rrоut E., Fugue, L., 1894, 1900 (рус. пер. Pрayт Э., Фуга, M., 1900, 1922). см. также лит. к ст. Фуга.В. П. Фраёнов.