Музыкальная энциклопедия - кодай з.
Связанные словари
Кодай з.
На события 1-й мировой войны 1914-18 К. откликнулся, создав мрачные по характеру "Lento" и "Эпитафию". В 1917-19 сотрудничал в газетах "Nyugat" и "Pesti Naplу" в качестве музыкального критика. В 1918 К. (совм. с Э. Дохнаньи и Бартоком) вошёл в состав "муз. директории", возглавлявшейся Б. Рейницем. В период существования Венг. сов. республики (21 III 1 VIII 1919) вёл широкую муз.-обществ. деятельность, в 1919 (в течение 7 мес.) вице-директор Высшей школы муз. иск-ва им. Ф. Листа (так с февраля 1919 наз. Академия музыки). В это время он написал светлую и ясную по муз. языку Серенаду для 2 скрипок и альта. После падения Венг. сов. республики был подвергнут репрессиям, лишён своего поста и отстранён от пед. работы (принудит. отпуск до сентября 1921; вновь преподавал композицию в Высшей школе муз. иск-ва до 1940).
Мировую известность К. как композитору принёс "Венгерский псалом" ("Psalmus Hungaricus", венг. вариант 55-го псалма, для тенора, хора и оркестра), воспринятый как выдающееся явление новой венг. музыки (1-е исп. на Междунар. фестивале в Цюрихе в 1926). В "Венгерском псалме" (написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда) К. выразил горе, протест и надежду народа, страдающего от хортистской диктатуры. В эти годы К. совм. с Б. Бартоком продолжал интенсивную муз.-исследоват. деятельность фольклориста-этнографа; ими издан сб. "150 трансильванских песен" ("150 erdйlyi nйpdal", 1923), 42 мелодии в сб. "Сокровищница песен Надьсалонта" ("Nagyszalonta nйpdalkincse", 1924). С К., творчество к-рого получило широкое признание, был заключён договор венским "Универсальным изд-вом" ("Universal йdition") на издание всех его произв.
В сер. 1920-х гг. К. перешёл к созданию многочисл. хоров a cappella, гл. обр. для детей.
В 1926 К. создал героико-комич. оперу "Хари Янош", в к-рой использовал венг. старинную нар. музыку. Гл. персонаж оперы, легендарный герой Хари, воплощает, по словам К., "фантазию венг. сказочников, олицетворяя вечный венг. оптимизм"; в этом образе крестьянина-солдата сочетаются реализм и наивность, комич. начало и патетика. Опера обошла сцены мн. т-ров (Нью-Йорк, 1927; Кёльн и Ахен, 1931; Москва, 1963). Имя К. стало широко известно за рубежом. С 1927-28 он выступал в разл. городах Европы и США, дирижируя своими произв. Посещение К. Англии и знакомство с традицией хор. фестивалей привело К. к идее создания таких же фестивалей в Венгрии. В конце 1920-х гг. К. обращается к хор. музыке, создаёт ряд хоров для разл. состава голосов, гл. обр. детских, реализуя свой метод муз. просвещения. Позднее (1930-1940-е гг.) издал ряд сборников для школьников на основе обработок нар. венг. мелодий введение в 2-гол. пение "Венгерское двухголосые" ("Bicinia Hungarica", 1937-42), хор. упражнения "Будем чисто петь" ("Йnekeljьnk tisztan", 1941), "Пентатоника" ("Цtfiku zene"; 440 мелодий, 1945-48), "333 упражнения в чтении с листа" ("333 olvasуgyakorlat"); учебник по пению и песенник для общеобразоват. школ (оба совм. с Е. Адамом, для 1-8-го классов, 1943-45; 1948, 1958); сб."Трёхголосие" ("Tricinia"; (28 3-гол. вок. упражнений, без текста 1954, с текстом М. Киштетеньи 1958); "Песни для малышей" ("Kis emberek dalai", 50 песен, 1961) и др.
К. известен как педагог, воспитавший неск. поколений венг. музыкантов; среди его учеников Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош. Инструктивные сб-ки вок. пьесы для 1 и 2 голосов, создававшиеся К. на протяжении 20 лет, предназначены и для муз. воспитания (начиная с дет. садов) и для обучения в Высшей школе муз. иск-ва. К. внёс большой вклад в муз. культуру Венгрии и как муз. обществ. деятель: он сыграл важную роль в развитии движения "Поющая молодёжь", был чл. Нац. венг. совета по иск-ву (с 1934), принимал участие в реорганизации венг. муз. учреждений (после 1945), был почётным президентом Союза венг. муз. деятелей (1949-67), с 1951 пред. Венг. музыковедч. об-ва (1951-67), президент Междунар. совета по нар. музыке (1963-67), почётный президент Междунар. об-ва муз. воспитания (ISME, 1964-67). С 1946 К. часто посещал страны Зап. Европы и США в качестве дирижёра собств. произв., учёного фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
Многосторонняя творч. и обществ. деятельность К. сыграла важную роль в развитии венг. муз. культуры 20 в. Крупнейший учёный, автор мн. статей и науч. работ, посвященных венг. нар. музыке (К. записал ок. 3500 нар. песен и танц. мелодий с многочисл. вариантами), К. наряду с Б. Бартоком является основоположником совр. венг. композиторской школы, завоевавшей мировое признание. К. стремился к синтезу древнего венг. нар. мелоса с совр. зап.-европ. достижениями в области гармонии, полифонии. Изучив и ассимилировав нар. традиции, К. развил скрытые в них возможности и выработал свой муз. язык, для к-рого характерны многокрасочность звуковой палитры при лаконичности изложения и классич. ясности мелодич. линий, разнообразие голосоведения, пульсирующая энергия ритмов, орнаментальное богатство мелодии, свежесть и яркость гармонии, органичная пропорциональность формы, вок. основа муз. образов и виртуозная изобретательность инструментовки. К. сохраняет метрич. особенности венг. нац. муз. фольклора (крестьянского и городского), характерную просодию венг. нар. речи. Источником вдохновения для К. явился открытый им в самом древнем и чистом слое венг. нац. муз. культуры мир поэтич. нар. образов. В творчестве К. сочетаются специфич. черты венг. нац. характера героич. романтика, лирика и богатство фантазии (в осн. персонажах его муз.-сценич. произв. воплотились героич. мечты и нар. юмор); реалистич. картины нар. жизни даны в сценах из быта венг. деревни (сценич. действие, обрамляющее ряд трансильв. нар. песен "Секейская прядильня"); борьба за свободу нашла выражение в опере "Цинка Панна" (посв. эпизоду из истории освободит. движения 18 в. под рук. Ф. Ракоци). Широко используется нар. музыка в орк. сочинениях К. в сюите "Хари Янош", вариациях на тему нар. песни "Взлетела пава", в жизнеутверждающем пафосе "Танцев из Маросшека", "Танцах из Таланты" (в них, как и в Интермеццо из "Хари Яноша", используется вербункош). Картины венг. природы, народ, его борьба, победы и страдания воплощены в хор. музыке К. (гл. обр. смешанные хоры). Таковы основанные на фольклорном материале хоры "Картины с гор Матра" ("Mбtrai kйpek", 1931), "Иисус и торгаши" ("Jйzus йs a kufбrok", 1934), 4-гол. канон "К венграм" ("A magyarokhoz", 1936), "Забытая песнь Балинта Балашши" ("Balassi Bбlint elfelejtett йneke", 1942) и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из истории Венгрии. В церк. хор. музыке К. и светских хорах a cappella нашли выражение традиции высокой европ. хор. культуры 16-17 вв. ("Те Deum Будайской крепости", к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хор. вариант "Взлетела пава", написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров (на революц. стихотв. Э. Ади, 1937, вскоре запрещен цензурой). Патриотич. и демократич. направленность творчества К. (особенно в массовых хор. жанрах), приведшая к его широкой популярности, вызвали нападки хортистской печати. В 1937 К. запретил исп. своих произв. в фаш Германии и Италии, публично выступал против фашизма, после аншлюса (1938) порвал связь с венским изд-вом.
Достижением К. в области инстр. музыки является создание таких ансамблей (дуэт для скрипки и виолончели, трио-серенада), в к-рых обнаруживаются сольные технич. возможности каждого инструмента и сочетаются речитативные монологи с диалогами разл. инструментов. К. продолжил начатое совм. с Бартоком издание многотомного собрания "Фонд венгерской музыки" ("Corpus Musicae Popularis Hungaria", с 1951; при жизни К. вышли 5 тт.). До 1967 был гл. ред. журн. "Studia Musicologica" (выходит в Будапеште с 1961). К. принадлежит переложение Хроматич. фантазии И. С. Баха для альта соло и мн. др. Пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957). Был пред. муз. секции об-ва "Венгрия СССР" (с 1958).
Сочинения: оперы Хари Янош (пост. 1926), Секейская прядильня (Szйkely fonу, 1-я ред. 1924, 2-я ред 1932, Будапешт), Цинка Панна (1948); для хора, солиста и орк. Венгерский псалом (Psalmus Hungancus, 1923); Те Deum Будайской крепости (Budavбri Te Deum, для 4 солистов, смеш. хора, органа и орк., 1936), Короткая месса (Missa brevis, 1944), для opк. симфония C-dur (1961), концерт (1939); камерно-инстр. ансамбли дуэт для скрипки и влч. (1914), Интермеццо (для струн. трио, 1905), 2 струн. квартета (1908, 1918), Adagio (для скр. с фп., 1905), Серенада (для 2 скр. и альта, 1920), для влч. и фп. соната (1910), Венгерское рондо (Magyar rondo, 1917), для фп. циклы миниатюр 9 пьес (1909), 7 пьес (1911-18), 24 маленьких канона на черных клавишах (24 kis kanon a fekete billentyьkцn, 1945), 12 детских танцев (Gyermek-tбncok, 1945), соната для влч. (соло, 1915), для голоса с фп. песни на стихи венг. поэтов, в т. ч. Запоздавшие мелодии (Megkйsett melуdiбk, 1916), сб-ки обр. нар. песен для голоса и фп. Венгерские народные песни (Magyar nйpdalok, 20 песен, первые 10 в обр. Бартока, 1906, 1967), Венгерская народная музыка (Magyar nйpzene, 62 песни, 10 тетр., 1924-32, 11-я 1964), 5 марийских народных песен (Hegyi-mari nйpdal, 1960), Эпитафия Яношу Хуньяди, 1801 (Epitaphium Joanms Hunyadi, 1801, 1965), хоры Парный танец из Калло (Kбllai kettцs с орк., 1950), a cappella Кушает цыган творог (Tъrуt eszik a cigбny, 1925), К Троицыну дню (Pьnkцsdцlo, обрядовая, 1929) Глаголь, язык мой (Pange lingua, на духовный текст, для детского хора с органом, 1931), Воля к миру, 1801 (Bйkessйgуhajtбs, 1801, для смеш. хора, 1953), Обращение Зриньи (Zrinyi szуzata, с баритоном, 1954), Пойду за смертью (I will go to look for death, 1959), Скажи мне, где волшебный хлеб (Tell me where is fancy bread, из "Венецианского купца" У. Шекспира, 1959) и др. мужск., женск. и смешан. хоры; Хвала органу (фантазия на секвенцию 12 в. Laudes organi, для смеш. хора и органа, 1966), для органа Тихая месса (Stille Messe, 1942), музыка к кинофильму Ката Кадар (1943).Литературные сочинения: Верность народному гению (Заметки венгерского композитора), "СМ", 1964, No 3, A magyar nepzene, Bdpst, 1937 (расшир. издание 1943, 1969, нем. пер. Die ungarische Volksmusik, 1956, рус. пер. Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961), La Chanson paysanne, в кн.: Visages de la Hongrie P., 1938 (совм. с Д. Бартой); Die Volksmusik, в сб.: Ungarn, das Antlitz einer Nation, Bdpst, 1940, Arany Jбnos nйpdalgyьjtemйnye (совм. с А. Дьюлой), Bdpst, 1953, A zene mindenkiй, Bdpst, 1954 (сб-ки статей), Vнsszatekintйs, v. 1-2, Bdpst, 1964, Mein Weg zur Musik, Z., 1966; Bdpst, 1969 (о библ. и дискографией); Pentatonicism in Hungarian folk music, "Ethnomusicology", XIV, 1970.Литература: Сабольчи Б., Золтану Кодаю 80 лет, "СМ", 1962, No 12; Барток Б., Золтан Кодай, "СМ", 1965, No 2; Живов В., По системе Кодая, "СМ", 1965, No 4; Саваи М., Золтан Кодай музыкант, педагог, воспитатель, "СМ", 1970, No 5; Мартынов И. И., Кодай, М., 1971; Ranain G., Z. Kodбly, "Il Pianoforte", 1927; Mоlnбr A., Kodбly Zoltan, Bdpst, 1936; Tуth D., Un musicista ungherese: Z. Kodaly, Bdpst, 1938; Szцllцsy A., Kodaly mьvйszete, Bdpst, 1943; Золтан Кодай (сб. статей), Будапешт, 1952; The 70-year old Zoltan Kodбly, Bdpst, 1952; Szabоlсsi B., Bartha D., Kodбly Z. Emlйkkцnyv, Bdpst, 1953; Eцsze L., Kodбly Zoltбn йlete йs munkбssбga, Bdpst, 1956 (с библ. и нотографич. перечнем работ); его же, Kodбly Zoltбn йlete kйpekben, Bdpst, 1969; Forr a vilбg. Kodбly Zoltбn йlete, Bdpst, 1970; его же, Zoltбn Kodбly Octogenario Sacrum, Bdpst, 1962 (Studia musicologie Academiae scientiarum Hungaricae, t. III); Young P. M., Z. Kodбly. A Hungarian musician, L.N. Y., Bdpst, 1964; Stevens H., The choral music of Zoltan Kodбly, "MQ", 1968, No 54; Szabу H., The Kodбly concept of music education, L., 1969.П. Ф. Вейс, С. M. Грищенко.