Музыкальная энциклопедия - конкретная музыка
Связанные словари
Конкретная музыка
"Изобретателем" К. м., виднейшим представителем и пропагандистом её является франц. инженер-акустик П. Шеффер, давший этому направлению и его название. Первые "конкретные" сочинения его относятся к 1948: этюд "Турникет" ("Йtude aux tourniquets"), "Железнодорожный этюд" ("Йtude aux chemins de fer") и др. пьесы, к-рые в 1948 были переданы по Франц. радио под общим назв. "Шумовой концерт". В 1949 к Шефферу примкнул П. Анри; вместе они создали "Симфонию для одного человека" ("Symphonie pour un homme seul"). В 1951 при Франц. радио была организована экспериментальная "Группа исследований в области конкретной музыки", в к-рую вошли и композиторы П. Булез, П. Анри, О. Мессиан, А. Жоливе, Ф. Артюис и др. (нек-рые из них создали отд. произведения К. м.). Хотя новое течение обретало не только сторонников, но и противников, вскоре оно перешагнуло нац. рамки. В Париж стали приезжать не только французские, но и заруб. композиторы, перенимавшие опыт создания К. м.
В 1958 под председательством Шеффера была проведена "Первая международная декада экспериментальной музыки". Тогда же Шеффер заново подробно определил задачи своей группы, к-рая с этого времени стала называться "Группой музыкальных исследований при Франц. радио и телевидении". Группа пользуется поддержкой Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Франц. журнал "La revue musicale" посвятил проблемам К. м. три спец. номера (1957, 1959, 1960).
Литература: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, 1955, М., 1956, с. 476-477; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964, с. 311-318; его же, Французская музыка XX века, М., 1970, с. 366; Sсhaeffеr P., A la recherche dune musique concrиte, P., 1952; Scriabine Marina, Pierre Boulez et la musique concrиte, "RM", 1952, No 215; Baruch G. W., Was ist Musique concrиte?, "Melos", Jahrg. XX, 1953; Keller W., Elektronische Musik und Musique concrиte, "Merkur", Jahrg. IX, H. 9, 1955; Rоullin J., Musique concrиte..., в кн.: Klangstruktur der Musik, hrsg. von Fr. Winckel, В., 1955, S. 109-132; Expйriences musicales. Musiques concrиte electronique extoque, "La Revue musicale", P., 1959, No 244; Vers une musique expйrimentale, там же, Р., 1957, No 236 (Numйro spйcial); Сasini C, Limpiego nella colonna sonora dйlia musica elettronica e della concreta,в кн.: Musica e film, Roma, 1959, p. 179-93; Schaeffer P., Musique concrиte et connaissance de lobjet musical, "Revue Belge de Musicologie", XIII, 1959; Expйriences. Paris. Juni. 1959. Par le groupe de recherches musicales de la Radiodiffusion-Tйlйvision franзaise..., "La Revue musicale", P., 1960, No 247; Judd Fr. C, Electronic music and musique concrиte, L., 1961; Schaeffer P., Traitй des objets musicaux, P., 1966.Г. M. Шнеерсон.